На тему: Соня и Дуня в романе Преступление и Наказание, Достоевский

Соня и Дуня

Женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» играют неотъемлемую роль. Их образы помогают полностью раскрыть характер Раскольникова, узнать его ближе.

­­ Дуня — сестра Родиона. Мы видим, что, несмотря на резкие заявления, которые он позволяет себе в ее адрес, судьба ее небезразлична Раскольникову. Он не может потерпеть, чтобы сестра его ставила благополучие брата и Матери выше своего счастья. Когда речь заходит о женитьбе Дуни и Петра Петровича Лужина, Раскольников непоколебим. «Не бывать этому браку,

пока я жив, и к черту господина Лужина!» — мгновенно взрывается Родион, только прочитав письмо матери. Он погружается в рассуждения о ценностях Дуни, приходит к однозначному выводу, из-за которого у него формируется негативное отношение к Лужину.

Человек, который, по замыслу матери Родиона, должен стать ему «вторым отцом», получает от него клеймо подлого человека. Раскольников отказывается впускать его в свою семью, и никто и ничто, даже разговор с матерью, и без того напуганной состоянием сына, не способно изменить мнение Раскольникова.

­­Этот поступок Раскольникова объясняется тем, что Родион ненавидел

быть зависимым от кого-либо. Ему было очевидно, что Лужин — тиран, только и жаждущий того, чтобы испытать чувство превосходства над бедной девушкой и ее не менее бедной семьей, причем Петр Петрович сам того не стеснялся. Родион испытывал отвращение ко всем людям, так или иначе выступающим в романе в роли ростовщиков. Он избегал своей хозяйки, расправился с процентщицей Аленой Ивановной. Лужин стал бы еще одним человеком, дополняющим этот список.

Да, он не стал бы сразу требовать у Раскольникова что-то взамен денег, которые Петр Петрович хотел отдать ему для продолжения учебы, однако со временем чувство обязанности Лужину вынудило бы Раскольникова поступить к нему на службу, стать помощником ; тем самым, эта женитьба могла не только улучшить благополучие его семьи, но и предопределить дальнейшую карьеру Раскольникова, чего тот не хотел или вовсе боялся.

­­Важнейшую роль в развитии сюжета романа играет встреча Раскольниковым Сони Мармеладовой, дочери завсегдатая распивочных заведений Семена Захаровича Мармеладова. В этой скромной, ничем не примечательной, даже тихой девушке Раскольников сразу распознает духовную чистоту. Здесь проявляется отличие Раскольникова от остальных людей.

Общество, привыкшее судить о действительности лишь по внешним признакам и тем, что на слуху, признает Соню изгоем. Даже квартирная хозяйка настаивает на ее отъезде в другую квартиру. В этом свете Лужин, старавшийся выглядеть человеком современным, опережающим современников, представляется нам таким же неразумным «человеком стереотипа» — в пылу спора тот, пытаясь задеть Раскольникова, называет Соню «девицей отъявленного поведения». В душе же Соня представляет собой человека, совмещающего в себе все черты, противоположные тем, какими общество олицетворяет ее.

Ее вера в бога чрезмерна; кажется, что она готова на все, чтобы изменить свою жизнь. Но на первом месте в ее жизни стоит обеспечение бедной матери, поэтому она вступает в конфликт сама с собой.

­­Мне кажется, Соня является некоторым озарением в сером Петербурге Достоевского. В городе, где правит бедность и преобладают грязно-желтые цвета, она выделяется своей искренностью и наивностью. Ее воззрение на мир, во многом основывающееся на религии, предусматривает, что все люди одинаковы, что никто не может превосходить кого-либо и уж тем более вершить чью-то судьбу.

­­Раскольников находит в Соне нечто родственное, так как в ней, как и в себе, он видит человека, переступившего черту дозволенного. Он решает открыться именно ей — не Разумихину, который все время после убийства сопровождал его и поддерживал, не Порфирию Петровичу, а этой девушке. Соня, узнав всю правду, не может понять поступка Родиона, так как в основе ее теории лежит отрицание того, что является логическим завершением теории Раскольникова.

Однако ей становится жалко его, и две родственные души соединяются и решают отныне вместе нести тяжелое бремя, выпавшее на их долю.

­­Соня вместе с Раскольниковым едет в Сибирь, обрекая себя на бедность и тяжелую жизнь. На каторге заключенные ненавидят Раскольникова и любят Соню. Таким образом, Соня, пойдя на «преступление» против своей воли и в остальном живя праведнической жизнью, за все свои страдания получает прощение, а Раскольников, пойдя на преступление исключительно из личных побуждений, получает заслуженное наказание.




На тему: Соня и Дуня в романе Преступление и Наказание, Достоевский