На тему: СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ В ПОЭМЕ Н. А НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО». Часть 1
Ключевым женским образом поэмы «Кому на Руси жить хорошо» является Матрена Тимофеевна Корчагина по прозвищу губернаторша. По словам одного из жителей села Наготина, более подходящей кандидатуры, знающей тайну счастья, на Руси просто нет. Матрена Тимофеевна с первых строк, посвященных ей, сразу располагает к себе читателя: особая, неторопливая и степенная манера говорить выдает в ней человека, успевшего прожить нелегкую жизнь, но при этом выйти с честью из всех неурядиц.
Разумеется, свой след на душе и теле беды оставили, но сломить
Множество женщин в той или иной степени повторяли судьбу губернаторши, претерпевая похожие трудности. Но суть образа заключается именно в том, что на
Маленькой Матрене повезло — ее семья была «хорошая, непьющая». Это означало, что в доме был относительный достаток, и девочке не пришлось просить милостыню, чтобы кормить не только себя, но и своих непутевых родственников. По крестьянским меркам, Матрену можно даже назвать баловницей — ей давали выспаться по утрам, проявляли к ней ласку и заботу.
К сожалению, пора беззаботного детства для крестьянских детей была мимолетна и коротка. В пять лет отец ее «вывел из младенчества». А это означало, что теперь она становится полноправным членом семьи, то есть у нее и обязанности появились: А на седьмом за бурушкой Сама я в стадо бегала, Отцу носила завтракать, Утяточек пасла, Потом грибы да ягоды, Потом: «Бери-ка грабельки Да сено вороши!» С раннего детства в деревне из женщины воспитывали, в первую очередь, работницу.
Даже в зажиточных крестьянских семьях женщины не бездельничали, потому что село обеспечивало себя всем необходимым самостоятельно. А значит, работы всегда был непочатый край и хватало ее на всех с лихвой и избытком. Хорошая, работящая женщина очень ценилась как потенциальная супруга. А продолжать свой род, воспитывать будущих работников и кормильцев было почти священным долгом каждой семьи. Дети были не только объектом материнской и отцовской заботы.
На них возлагались все надежды на спокойную старость, в них видели подспорье в грядущей работе. Дети были семейным сокровищем. Нашелся суженый и для Матрены.
На беду, он оказался из дальних краев. Печник Филипп Корчагин был питерщиком, то есть на заработки уезжал в Петербург. Конечно, ремесло печника не менее было востребовано в деревне, но в городе больше платили. Традиционно сватовство и женитьба были не только весельем, но и горем, потому что родители навсегда теряли свою дочь, отпуская ее в замужнюю жизнь.
С этого момента их дочь становилась членом новой семьи. Это переносилось очень нелегко, и потому Некрасов не забывает показать нам переживания Матрены и причитания ее матери, которая сама когда-то была невестой и покидала отчий дом: Чужая-то сторонушка Не сахаром посыпана, Не медом полита! Там холодно, там голодно, Там холеную доченьку Обвеют ветры буйные, Обграют черны вороны, Облают псы косматые, А люди засмеют!.. Свадьба все равно была оговорена и состоялась.
Матрена лишилась воли — так называлась лента, которую девицы носят до замужества, а вместе с нею — и той жизни, которой жила до этого. Чужбина не стала для Матрены Тимофеевны местом сладкой жизни. Она попала в большую, сварливую семью.
Мужу пришлось оставить ее, отправиться на заработки только посоветовав терпеть. А что еще она могла делать, оказавшись на положении лишнего рта, который любому помеха. По любому поводу ее могли обругать, всегда находились поводы для уколов. Матрена терпела, не перечила, ожидая своего мужа. И когда тот вернулся с заработков, вместе с ним вернулось и счастье, ибо что может больше греть сердце, чем близость милого человека.
Филиппа, своего мужа, Матрена считала настоящим сокровищем. Она говорила странникам, что такого, как он, надо со свечкой поискать и считала благом для себя то, что всего один раз муж брался за плеть. А тогда, в те далекие времена, бить жен считалось делом не только нормальным, но даже обязательным.
Этому учила даже книга «Домострой» — свод поучений на все случаи жизни. И оттого удивительной была семья, в которой жена ни разу не попадала под горячую мужнину руку. Правда, в отдельных семьях бывал бит и муж, но это уже было скорее поводом для насмешки, а не нормой жизни. Радостью для Матрены Тимофеевны стало рождение первенца — Демушки.
Первый ребенок всегда, во все времена, вызывал огромную родительскую любовь. Вот и она просто не находила слов для того, чтобы описать свою радость от его существования на этом свете. Она везде брала его с собой, любила и лелеяла, но однажды случилась страшная беда. Свекровь заставила Матрену оставить ребенка под присмотром старика Савелия. Этого столетнего деда Некрасов называет святорусским богатырем, но именно он оказался виновником случившегося.
Старик, согревшись на солнце, заснул. А младенца Демушку растерзали свиньи. Горе Матрены было чудовищным: Я клубышком каталася!
Я червышком свивалася, Звала, будила Демушку — Да поздно было звать!.. Для Матрены беда с гибелью сына еще только начиналась. Барин учинил над крестьянкой следствие — не по умыслу ли был умерщвлен младенец, не состояла ли она в сговоре и сожительстве с Савелием?
Молодую женщину смехотворно обвиняли в связи со столетним старцем! После унизительного допроса Матрена стала свидетелем медицинского вскрытия ребенка. Даже в наше время ни одна мать этого не выдержит, хотя и знает, для чего предназначена данная процедура.
Для Матрены — женщины простой, необразованной, медицинской премудрости не знавшей, это было не что иное, как надругательство над трупом. Поступок станового начальника, допустившего, чтобы Матрена видела, как режут ее ребенка — пусть и для выяснения правды, нельзя не осудить. Хотя бесчеловечность по отношению к простой крестьянке не была чем-то удивительным в те времена. Даже присутствовавший при этом священник осудил доктора и станового словами: «Ножом в сердцах читаете!» Уже когда Демушка лежал в гробу, Матрена пыталась прогнать прочь читавшего за него молитвы Савелия. Она считала его убийцей и проклинала.
Савелий в ответ на это только попросил не гнать его — он понимал, что действительно непоправимо виноват перед Матреной Тимофеевной. И все-таки она смогла сдержать себя — только потом не могла видеть старика. Матрена оправилась не скоро. Первое время после смерти Демушки она ни с кем не разговаривала и даже не могла работать — день и ночь просиживала на могиле сына, обметая ее платочком и проливая слезы.
Впоследствии она справилась с тяжким горем, но даже спустя двадцать лет после смерти Демушки Матрена молилась за него и не ела яблок до самого Спаса. В народе считалось, что если мать умершего младенца станет есть яблоки до Спаса, то Бог в наказание не даст ребенку на том свете «яблочка поиграться». Савелий же ушел на покаяние в монастырь.
Три года после беды Матрена жила обыкновенной жизнью крестьянской женщины. Работа — круглый год, до полного изнеможения. Потом умерли ее родители — новое горе выпало на долю и без того измученной Матрены.
В том же году она снова увидела Савелия, а по осени умер и он от непонятной «раны на шее».
На тему: СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ В ПОЭМЕ Н. А НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО». Часть 1