На тему: Сюжетно-композиционные особенности поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сюжетно-композиционные особенности поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сюжет — это система событий в художественном произведении. Композиция — это построение частей художественного произведения, их расположение, взаимодействие. Сюжети композиция неизменно взаимосвязаны в художественном произведении. Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционные особенности поэмы Н. А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Поэма состоит из четырех частей. Каждая из частей сохраняет относительную самостоятельность, но объединены они коллективным, собирательным образом семи мужиков, сюжетом-путешествием. В основе композиции поэмы и системы образов — принцип антитезы.
Так, образы «покорных» противопоставлены в поэме образам крестьян-правдоискателей, свободолюбивых героев, бунтарей. Образы «дольщиков» народа противопоставлены образу «народного заступника» Гриши Добросклонова, русское традиционное представление о счастье противопоставлено новому пониманию.
Однако антитеза присутствует не только на уровне образов и идейного смысла произведения. В поэме присутствует еще и художественный контраст. Главы, представляющие одного персонажа, чередуются с главами, изобилующими массовыми сценами.
Так, после главы «Поп» следуют главы, широко изображающие народную массу — «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые». Затем следует глава «Помещик». Во второй части мы встречаем множество массовых сцен. Повествование в третьей части поэмы сконцентрировано на образе Матрены Тимофеевны.
В последней части есть и массовые сцены, и изображение отдельных персонажей. Кроме того, стоит отметить наличие в поэме большого количества композиционных вставок,
В основе сюжета поэмы — жанр путешествия. Действие в поэме начинается в неопределенном месте, которым может быть любое местечко средней полосы России. Стоит отметить, что необычным для литературы того времени было введение в поэму пролога. Отметим наличие у Некрасова фольклорных мотивов. Сказочная атмосфера задается в «Прологе» уже соответствующим зачином: «В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай…».
С самого начала мы ощущаем здесь особый, почти былинный тон повествования. Здесь же упоминается леший, семь хохочущих филинов, ворон, говорящая пеночка. С помощью пеночки у крестьян появляется волшебная вещь — «скатерть самобранная». В этом эпизоде звучит мотив платы за подаренную жизнь. Этот мотив присутствует в русских волшебных сказках, кроме того, он значим и в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С.
Пушкина. Вместе с тем в прологе возникает и мотив поисков правды, характерный для русских социально-бытовых сказок. Правду начинают искать у Некрасова семь героев.
Эта цифра также соотносится с миром мифа, мистики, народной сказки.
Однако семь сказочных героев являются у Некрасова реальными крестьянами, «временно-обязанными», т. е. автор вводит в поэму реалии исторического времени. После сказочного пролога мы попадаем уже в мир реальной жизни. И здесь у Некрасова звучит мотив дороги.
Образ «широкой дороженьки» открывает первую часть и первую главу поэмы. Здесь крестьяне-правдоискатели встречаются и выслушивают его рассказ, однако он не считает свою долю счастливой. Затем, пройдя несколько безымянных деревень, крестьяне попадают на ярмарку в село Кузьминское. Здесь у Некрасова представлена многоцветная крестьянская масса.
Перед нами предстает множество героев: и мужик, пробующий ободья, и мужик, сломавший топор, дед, желающий купить внучке башмачки, крестьяне, щедро угощающие актеров. Крестьянский мир обрисован Некрасовым и в следующей главе — «Пьяная ночь». Здесь также представлены многоцветные картины народной жизни: рассказ о семейных ссорах, о непосильном крестьянском труде, о пьянстве мужиков. Следующая глава — «Счастливые».
Здесь в виде рассказов о счастье предстают рассказы о несчастьях. Причем, у Некрасова представлены здесь самые разнообразные персонажи: деревенская старуха, питерский каменщик, белорусский крестьянин, старый солдат. «Жизнь народа описана вдоль и поперек, на разных уровнях. Представлены все возрасты, положения и состояния несчастной мужицкой жизни».
«…Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!»
Таким образом, мужицкое счастье, по мысли автора, невозможно. Но в этой же главе есть рассказ о Ермиле Гирине, народном герое, прошедшем через испытания, искушение и отдавшего себя на суд людям. Эта часть главы также соотносима с легендой, сказкой. Заключительная глава первой части поэмы — «Помещик».
Здесь крестьяне встречают помещика Оболта-Оболдуева, однако и тот не считает свою участь счастливой.
Затем герои приходят на Волгу, в деревню Большие Вахлаки. Вторая часть поэмы — это глава «Последыш». Здесь Некрасов представляет нам выжившего из ума князя Утятина. Автор исследует отжившую систему отношений, возникшую между барином и крестьянином после отмены крепостного права.
Крестьяне, потакая прихотям барина, его безумию, а также соблазнясь посулами молодых господ, продолжают играть «камедь», выдавая себя за крепостных.
Третья часть поэмы рассказывает нам о судьбе русской крестьянки. Решив отыскать счастливицу среди баб, некрасовские странники приходят в село Наготино, откуда их направляют в село Клин. В Клину герои узнают историю Матрены Тимофеевны. Эта часть поэмы — самая большая. Она включает в себя восемь глав, где перед читателем предстает непростая судьба русской женщины.
Матрена Тимофеевна Корчагина представляет собой не только тип «величавой славянки», идеальной русской женщины-крестьянки, но тип женщины-матери, человека непростой, драматической судьбы. В ранней юности ее выдали замуж, ей пришлось жить в семье свекра, много трудиться. Волею обстоятельств она потеряла своего первенца Демушку, за которым недосмотрел престарелый дед Савелий. Характерно, что глава о смерти Демушки начата своеобразным художественным предварением — картиной природы: мать-птица рыдает по своим сгоревшим птенцам-детям. Следующая глава развивает тему материнской самоотверженности.
Образы волчицы и женщины-матери здесь словно сливаются в некий символ материнства, словно бы переходят в образ матери-природы. И сама героиня в трудную минуту обращается к своей покойной матери. Таким образом, героиня Некрасова выдержала все испытания: изнурительный труд, обиды, голод, болезни, пожары, преследования городского управляющего. Однако она все вынесла, удары судьбы не смогли сломить ее воли к жизни, ее сильного характера. Она дошла до самой губернаторши, спасая своего мужа от рекрутчины.
С тех пор героиню так и прозвали — «губернаторша». Матрена Тимофеевна наделена лучшими человеческими качествами — любовью к родному краю, добротой, терпением, мужеством, силой духа.
В четвертой части поэмы завершаются поиски героев. Они вновь возвращаются в село Большие Вахлаки и знакомятся там с Гришей Добросклоновым. По мысли Некрасова, именно этот герой и является счастливым.
Счастье — в борьбе за народную долю.
Художественное пространство произведения расширяется до уровня общероссийского за счет рассказов персонажей и отдельных деталей поэмы. Так многие герои поэмы жили когда-то в Петербурге. Там некогда работал каменщик, встретившийся крестьянам на сельской ярмарке, бывший житель Питера — Яким Нагой, питерским назван и муж Матрены Тимофеевны, Филипп. Крестьяне Оболта-Оболдуева ездили на заработки в различные города России — в Питер, Киев, Астрахань, Казань. В главе «Сельская ярмарка» упоминается архимандрит Новгородского Юрьева монастыря, в рассказе о богатыре Савелии упоминается Песочный монастырь, находящийся неподалеку от Костромы.
Культурное пространство поэмы расширяется за счет фольклорных песен, раскрывающих обычаи русского народа, легенды о Кудеяре, упоминания о книгах Белинского и Гоголя. Историческое, временное пространство поэмы не ограничивается рамками дореформенной и послереформенной России. В главе «Сельская ярмарка» крестьяне, встреченные странниками, несут портрет прусского фельдмаршала Блюхера.
Дед Савелий в своем рассказе упоминает русско-турецкую войну 1828 года. Матрена Тимофеевна видит памятник Ивану Сусанину в Костроме. Наконец, в главе «Пир на весь мир» упоминается о старообрядцах, об афонских монахах, участвующих в борьбе греков против турецкого ига в 1821 году.
Таким образом, поэма Н. А. Некрасова предстает великой эпопеей народной жизни. Поэт изображает в ней всю Русь — ее прошлое и настоящее, размышляет о будущем.
На тему: Сюжетно-композиционные особенности поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»