На тему: Сюжетно-композиционные особенности поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сюжетно-композиционные особенности поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сюжет — это система событий в художественном произведении. Композиция — это построение частей художественного произведения, их расположение, взаимодействие. Сюжети композиция неизменно взаимосвязаны в художественном произведении. Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционные особенности поэмы Н. А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Поэма состоит из четырех частей. Каждая из частей сохраняет относительную самостоятельность,
Так, образы «покорных» противопоставлены в поэме образам крестьян-правдоискателей, свободолюбивых героев, бунтарей. Образы «дольщиков» народа противопоставлены образу «народного заступника» Гриши Добросклонова, русское традиционное представление о счастье противопоставлено новому пониманию.
Однако антитеза присутствует не только на уровне образов и идейного смысла произведения. В поэме присутствует еще и художественный
Так, после главы «Поп» следуют главы, широко изображающие народную массу — «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые». Затем следует глава «Помещик». Во второй части мы встречаем множество массовых сцен. Повествование в третьей части поэмы сконцентрировано на образе Матрены Тимофеевны.
В последней части есть и массовые сцены, и изображение отдельных персонажей. Кроме того, стоит отметить наличие в поэме большого количества композиционных вставок,
В основе сюжета поэмы — жанр путешествия. Действие в поэме начинается в неопределенном месте, которым может быть любое местечко средней полосы России. Стоит отметить, что необычным для литературы того времени было введение в поэму пролога. Отметим наличие у Некрасова фольклорных мотивов. Сказочная атмосфера задается в «Прологе» уже соответствующим зачином: «В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай…».
С самого начала мы ощущаем здесь особый, почти былинный тон повествования. Здесь же упоминается леший, семь хохочущих филинов, ворон, говорящая пеночка. С помощью пеночки у крестьян появляется волшебная вещь — «скатерть самобранная». В этом эпизоде звучит мотив платы за подаренную жизнь. Этот мотив присутствует в русских волшебных сказках, кроме того, он значим и в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С.
Пушкина. Вместе с тем в прологе возникает и мотив поисков правды, характерный для русских социально-бытовых сказок. Правду начинают искать у Некрасова семь героев.
Эта цифра также соотносится с миром мифа, мистики, народной сказки.
Однако семь сказочных героев являются у Некрасова реальными крестьянами, «временно-обязанными», т. е. автор вводит в поэму реалии исторического времени. После сказочного пролога мы попадаем уже в мир реальной жизни. И здесь у Некрасова звучит мотив дороги.
Образ «широкой дороженьки» открывает первую часть и первую главу поэмы. Здесь крестьяне-правдоискатели встречаются и выслушивают его рассказ, однако он не считает свою долю счастливой. Затем, пройдя несколько безымянных деревень, крестьяне попадают на ярмарку в село Кузьминское. Здесь у Некрасова представлена многоцветная крестьянская масса.
Перед нами предстает множество героев: и мужик, пробующий ободья, и мужик, сломавший топор, дед, желающий купить внучке башмачки, крестьяне, щедро угощающие актеров. Крестьянский мир обрисован Некрасовым и в следующей главе — «Пьяная ночь». Здесь также представлены многоцветные картины народной жизни: рассказ о семейных ссорах, о непосильном крестьянском труде, о пьянстве мужиков. Следующая глава — «Счастливые».
Здесь в виде рассказов о счастье предстают рассказы о несчастьях. Причем, у Некрасова представлены здесь самые разнообразные персонажи: деревенская старуха, питерский каменщик, белорусский крестьянин, старый солдат. «Жизнь народа описана вдоль и поперек, на разных уровнях. Представлены все возрасты, положения и состояния несчастной мужицкой жизни».
«…Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!»
Таким образом, мужицкое счастье, по мысли автора, невозможно. Но в этой же главе есть рассказ о Ермиле Гирине, народном герое, прошедшем через испытания, искушение и отдавшего себя на суд людям. Эта часть главы также соотносима с легендой, сказкой. Заключительная глава первой части поэмы — «Помещик».
Здесь крестьяне встречают помещика Оболта-Оболдуева, однако и тот не считает свою участь счастливой.
Затем герои приходят на Волгу, в деревню Большие Вахлаки. Вторая часть поэмы — это глава «Последыш». Здесь Некрасов представляет нам выжившего из ума князя Утятина. Автор исследует отжившую систему отношений, возникшую между барином и крестьянином после отмены крепостного права.
Крестьяне, потакая прихотям барина, его безумию, а также соблазнясь посулами молодых господ, продолжают играть «камедь», выдавая себя за крепостных.
Третья часть поэмы рассказывает нам о судьбе русской крестьянки. Решив отыскать счастливицу среди баб, некрасовские странники приходят в село Наготино, откуда их направляют в село Клин. В Клину герои узнают историю Матрены Тимофеевны. Эта часть поэмы — самая большая. Она включает в себя восемь глав, где перед читателем предстает непростая судьба русской женщины.
Матрена Тимофеевна Корчагина представляет собой не только тип «величавой славянки», идеальной русской женщины-крестьянки, но тип женщины-матери, человека непростой, драматической судьбы. В ранней юности ее выдали замуж, ей пришлось жить в семье свекра, много трудиться. Волею обстоятельств она потеряла своего первенца Демушку, за которым недосмотрел престарелый дед Савелий. Характерно, что глава о смерти Демушки начата своеобразным художественным предварением — картиной природы: мать-птица рыдает по своим сгоревшим птенцам-детям. Следующая глава развивает тему материнской самоотверженности.
Образы волчицы и женщины-матери здесь словно сливаются в некий символ материнства, словно бы переходят в образ матери-природы. И сама героиня в трудную минуту обращается к своей покойной матери. Таким образом, героиня Некрасова выдержала все испытания: изнурительный труд, обиды, голод, болезни, пожары, преследования городского управляющего. Однако она все вынесла, удары судьбы не смогли сломить ее воли к жизни, ее сильного характера. Она дошла до самой губернаторши, спасая своего мужа от рекрутчины.
С тех пор героиню так и прозвали — «губернаторша». Матрена Тимофеевна наделена лучшими человеческими качествами — любовью к родному краю, добротой, терпением, мужеством, силой духа.
В четвертой части поэмы завершаются поиски героев. Они вновь возвращаются в село Большие Вахлаки и знакомятся там с Гришей Добросклоновым. По мысли Некрасова, именно этот герой и является счастливым.
Счастье — в борьбе за народную долю.
Художественное пространство произведения расширяется до уровня общероссийского за счет рассказов персонажей и отдельных деталей поэмы. Так многие герои поэмы жили когда-то в Петербурге. Там некогда работал каменщик, встретившийся крестьянам на сельской ярмарке, бывший житель Питера — Яким Нагой, питерским назван и муж Матрены Тимофеевны, Филипп. Крестьяне Оболта-Оболдуева ездили на заработки в различные города России — в Питер, Киев, Астрахань, Казань. В главе «Сельская ярмарка» упоминается архимандрит Новгородского Юрьева монастыря, в рассказе о богатыре Савелии упоминается Песочный монастырь, находящийся неподалеку от Костромы.
Культурное пространство поэмы расширяется за счет фольклорных песен, раскрывающих обычаи русского народа, легенды о Кудеяре, упоминания о книгах Белинского и Гоголя. Историческое, временное пространство поэмы не ограничивается рамками дореформенной и послереформенной России. В главе «Сельская ярмарка» крестьяне, встреченные странниками, несут портрет прусского фельдмаршала Блюхера.
Дед Савелий в своем рассказе упоминает русско-турецкую войну 1828 года. Матрена Тимофеевна видит памятник Ивану Сусанину в Костроме. Наконец, в главе «Пир на весь мир» упоминается о старообрядцах, об афонских монахах, участвующих в борьбе греков против турецкого ига в 1821 году.
Таким образом, поэма Н. А. Некрасова предстает великой эпопеей народной жизни. Поэт изображает в ней всю Русь — ее прошлое и настоящее, размышляет о будущем.
На тему: Сюжетно-композиционные особенности поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»