На тему: ТАТЬЯНА — «МИЛЫЙ ИДЕАЛ» ПУШКИНА

Итак, она звалась Татьяной… Одна из лучших героинь в русской литературе, в которой А. С. Пуш­кин «поэтически воспроизвел русскую женщи­ну…». Читая роман «Евгений Онегин», мы убеж­даемся в том, что автор безмерно любит свою ге­роиню, которая «…в семье своей родной казалась девочкой чужой».

Мы встречаемся с героиней романа в поместье ее родителей. Деревня Лариных — «прелестный уголок», какие часто встречаются в средней по­лосе России. Поэт неоднократно подчеркивает, что Татьяна любила русскую природу, зиму, ка­тание

на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали «русскую душу» героини Пушкина.

В отличие от своей сестры Ольги, Татьяна не наделена от природы ни кра­сотой, ни «свежестью румяной».

Дика, печальна, молчалива.

Как лань лесная боязлива…

Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна. Замкнутость героини легко объясняется тем, что своим нравственным обликом, духовными интересами она резко отличается от окружающих ее людей. Ей присущи мечтательность, стремле­ние к уединению,

она любит проводить время за чтением книг, «…на балконе предупреждать зари восход…».

Ее образ мыслей и поведение не укла­дываются в привычный патриархальный быт се­мьи. Однако семейная атмосфера все же наложи­ла определенный отпечаток на ее образ:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою Любила русскую зиму…

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали В их доме эти вечера…

Татьяна верила преданьям Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы Провозглашали что-нибудь,

Предчувствия теснили грудь.

Поэт дает своей любимой героине простона­родное имя Татьяна, подчеркивая тем самым ее близость к народу, национальный строй поня­тий и чувств, которые воспитаны окружающей природой, деревенской жизнью. Все простое, рус­ское, народное по-настоящему дорого ей, как до­рого оно самому поэту. В образе мыслей, пристра­стиях, привязанностях Татьяны чувствуется ха­рактер самого Пушкина. С большой теплотой по­казывает поэт доброе отношение своей героини к крепостным, к няне, которую Она искренне лю­бит.

Автор «Евгения Онегина» признавался, что в няне Татьяны изобразил свою любимую няню Арину Родионовну. Ведь только с таким искрен­ним, чистым, добрым, открытым человеком, как героиня романа, поэт мог представить себе свою добрую няню. В этом также проявляется любовь автора к своей «Татьяне милой».

Татьяна живет в ожидании любви, чуда — того, о чем давно читала в романах:

Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь;

Душа ждала… кого-нибудь,

И дождалась… Открылись очи;

Она сказала: это он!

Нежно и тонко, с глубоким проникновением в тайны девичьего сердца рассказывает Пушкин, о зарождении в сердце героини любви к Евгению Онегину. Татьяна не могла полюбить никого из окружавших ее молодых людей. Евгений же рез­ко выделялся из толпы ее сверстников — мане­рами, взглядами на жизнь, поведением, речью.

Все помыслы Татьяны отныне сосредоточены на Онегине.

Она с трудом переносит гостей, даже ласковые речи прислуги «докучны ей». «Тоска любви» одо­левает ее, и ночью, стремясь хоть с кем-то поде­литься своими переживаниями, она затевает раз­говор со старой няней:

Ах, няня, няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!..

…Я не больна:

Я… знаешь, няня… влюблена.

И сам Пушкин сочувствует своей героине, пе­реживает вместе с ней: «Татьяна, милая Татья­на! С тобой теперь я слезы лью…» И какой же сильной должна была быть эта любовь, чтобы де­вушка решилась сама написать своему возлюб­ленному письмо с признанием! На такое могла решиться только такая искренняя, открытая, пылкая натура, как Татьяна.

«Я к вам пишу — чего же боле?» В самом деле, эти простые, но такие откровенные слова говорят больше любых напыщенных фраз, больше любых кокетливых взглядов и улыбок. Все лучшие по­рывы души героиня соединила со своей любовью. И это чувство сжигает ее изнутри, медленно гу­бит, заставляя страдать и мучиться.

Ответ Онегина, который Татьяна ждала с та­ким нетерпением, она слушает «сквозь слез не видя ничего, едва дыша, без возражений». Эта ро­ковая встреча лишает героиню покоя и сна. «Здо­ровье, жизни цвет и сладость, улыбка, девствен­ный покой, пропало все…»

Увы, Татьяна увядает,

Бледнеет, гаснет и молчит!

Мать Татьяны, видя страдания дочери, реша­ет выдать ее замуж. С этой целью семья отправ­ляется «в Москву, на ярмарку невест». Проща­ясь с милыми, такими привычными местами, Татьяна совершает далекие прогулки по окрест­ностям, размышляет о своем будущем.

Это буду­щее представляется ей пугающим, неясным.

Пушкин ни на минуту не оставляет свою лю­бимую героиню. Он вместе с ней едет в Москву, вместе с ней находится на новом месте. Он посто­янно тревожится за судьбу Татьяны, радуется за нее, гордится девушкой, которая, став неприступной богиней Роскошной царственной Невы, не изменила себе, осталась верна своим жизнен­ным принципам.

Татьяна стала женой уважаемого человека. Она покоряется своей судьбе, и, когда случай сно­ва сводит ее с Онегиным, держится гордо, уверен­но, открыто. Она как всегда искренна в своих чувствах и словах:

Я вас люблю,

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Вот истинная гордость, истинная верность, истинная добродетель! Глубина чувства, нрав­ственная чистота, цельность натуры, благород­ство, естественность, верность долгу вызывают искреннюю симпатию автора, который вновь по­вторяет: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою».

Да и как не любить эту милую девушку, вос­хищающую любого, кто ее узнает, своей откры­той русской душой, искренностью чувств и стрем­лений, кротостью, умом, пленительностью речей, непосредственностью мечтаний и верований, спо­собностью преданно любить и в любых обстоя­тельствах оставаться верной себе! Это настоящий идеал русской женщины, к которому стремится, наверное, каждая девушка.




На тему: ТАТЬЯНА — «МИЛЫЙ ИДЕАЛ» ПУШКИНА