На тему: Тема искусства в творчестве Леонида Мартынова
Тема искусства в творчестве Леонида Мартынова
Размышления о природе искусства составляют одну из важнейших особенностей творчества Леонида Мартынова. Художник не раз отмечал, что инстинкт преображения действительности лежит в основе человеческой природы, что он скрыт в душе каждого человека. Мартынов считал, что «каждый человек умеет писать стихи, рисовать картины, со — чинять музыку, короче говоря, — преобразовывать мир — только захотеть надо!» С точки зрения Мартынова, поэтический дар подобен музыкальному инструменту,
Мое это право!
Я строю свою Державу,
Где заново все создаю.
Эту мысль Мартынов будет неоднократно повторять на протяжении своего творческого пути. Она будет варьироваться в его лирике, поэмах, прозе, потому что Мартынов был творчески активен от первой до последней своей строки. Он всегда стремился создавать в поэзии свою «державу», служить словом. Измены поэтическому призванию, мещанства, утраты вдохновенности в
В этом смысле наиболее показательно стихотворение «Подсолнух». В начале стихотворения перед нами возникает картина унылого дома, где творчество под запретом, где искусство мертво, где вещи торжествуют победу над человеком. Автор использует здесь выразительные метафоры и сравнения: «густое ежевичное варенье таращило засахаренный глаз», самовар клокотал, «как тульский исправник, весь в медалях за усердье».
В пыли и запустении хозяин дома, художник, разглядывает свои юношеские полотна и размышляет: «…нельзя ль из них портянки скроить себе?» По мысли автора, подобное является изменой не только искусству, но и человеческому в человеке, изменой самому себе.
Гибели искусства в стихотворении противопоставляется радостное и свободное творчество. Вместе с лирическим героем мы любуемся маковым маслом и кистями, вдыхаем удивительно «вкусный» запах краски. Процесс творчества полон неожиданного и чудесного. Вот как, например, лирический герой рисует женщину:
Тебя я рисовал,
Изобразил я полнокровный стебель,
А вместо плеч нарисовал я листья,
Подобные опущенным крылам.
Перед нами образ подсолнуха, «прекрасного, но пленного растенья, ушедшего корнями в огород», образ, который раскрывает сущность главного героя стихотворения, «служителя муз», погрязшего в суете и стяжательстве. Стихотворение заканчивается утверждением власти искусства над человеком, нарастает тема торжества живой природы, а не вещей, добрых человеческих отношений, а не обывательской скуки. Автор убежден, что творческий порыв способен увлечь человека, вырвать его из мертвящего быта и вернуть к активному бытию.
По мысли Мартынова, искусство действительно должно способствовать тому, чтоб «ровно бились чистые сердца». Оно должно обличать догматизм, лицемерие, ханжество, зло. Если этого нет, то труд писателя бесполезен, а сам он не более чем «сочинитель фраз», ремесленник, приспособленец. «Есть на земле высокое искусство — будить в народе дремлющие чувства» — так Мартынов определяет нравственно-философские основы художественного творчества.
Насколько высоко поэт ценил роль искусства в современной жизни, показывает стихотворение «Голый странник», в котором автор сталкивает леденящий холод мироздания с незащищенностью искусства, которое живет и сохраняет свою вечную ценность вопреки «бездне снеговой».
О незащищенности искусства от мира пользы и здравого смысла Мартынов написал в стихотворении «Красота»:
Мир завистников и злыдней Все ехидней, все опасней…
Красота все безобидней,
Миловидней и прекрасней…
Правда, в позднем своем творчестве поэт подчеркивает, что красота может и должна сама за себя постоять, доказать свое право на существование, иметь «острый коготь».
Говоря о влиянии искусства на жизнь общества, Мартынов намечает и обратную связь: не только искусство преобразует жизнь, но и жизнь активно преобразует искусство. И здесь обновление искусства Мартынов выводит не из его саморазвития, а из благотворных перемен, происходящих вокруг:
Будто где-то в дали туманной За дрожащей мембраной Выпрямляется раб обнаженный,
Воскресает невинно казненный,
Что случилось, не может представить:
Это я! — говорит. — Это я ведь!
Оздоровление общественной атмосферы, по мысли Мартынова, неизбежно приводит к расцвету искусства:
На деревьях рождаются листья,
Из щетины рождаются кисти,
Холст растрескивается с хрустом,
И смывается всякая плесень.
Дело пахнет искусством,
Человечеству хочется песен.
Так Леонид Мартынов утверждал власть искусства над человеческими сердцами, власть поэзии над временем, ибо, по мнению поэта, только искусство и поэзия проложат дороги в будущие годы.
На тему: Тема искусства в творчестве Леонида Мартынова