На тему: Тема искусства в творчестве Леонида Мартынова

Тема искусства в творчестве Леонида Мартынова

Размышления о природе искусства составляют одну из важнейших особенностей творчества Леонида Мартынова. Художник не раз отме­чал, что инстинкт преображения действительности лежит в основе чело­веческой природы, что он скрыт в душе каждого человека. Мартынов считал, что «каждый человек умеет писать стихи, рисовать картины, со — чинять музыку, короче говоря, — преобразовывать мир — только захо­теть надо!» С точки зрения Мартынова, поэтический дар подобен музы­кальному инструменту,

который в преображенном виде передает звуки природы и человеческих страстей. Поэт подобен также и скульптору, ко­торый, повинуясь силе творческого воображения, лепит глину бытия:

Мое это право!

Я строю свою Державу,

Где заново все создаю.

Эту мысль Мартынов будет неоднократно повторять на протяжении своего творческого пути. Она будет варьироваться в его лирике, поэмах, прозе, потому что Мартынов был творчески активен от первой до послед­ней своей строки. Он всегда стремился создавать в поэзии свою «держа­ву», служить словом. Измены поэтическому призванию, мещанства, ут­раты вдохновенности в

труде художник не прощал; трепетное отноше­ние к искусству противопоставлял всяческому делячеству.

В этом смыс­ле наиболее показательно стихотворение «Подсолнух». В начале стихотворения перед нами возникает картина унылого дома, где творче­ство под запретом, где искусство мертво, где вещи торжествуют победу над человеком. Автор использует здесь выразительные метафоры и срав­нения: «густое ежевичное варенье таращило засахаренный глаз», само­вар клокотал, «как тульский исправник, весь в медалях за усердье».

В пыли и запустении хозяин дома, художник, разглядывает свои юноше­ские полотна и размышляет: «…нельзя ль из них портянки скроить се­бе?» По мысли автора, подобное является изменой не только искусству, но и человеческому в человеке, изменой самому себе.

Гибели искусства в стихотворении противопоставляется радостное и свободное творчество. Вместе с лирическим героем мы любуемся мако­вым маслом и кистями, вдыхаем удивительно «вкусный» запах краски. Процесс творчества полон неожиданного и чудесного. Вот как, напри­мер, лирический герой рисует женщину:

Тебя я рисовал,

Изобразил я полнокровный стебель,

А вместо плеч нарисовал я листья,

Подобные опущенным крылам.

Перед нами образ подсолнуха, «прекрасного, но пленного растенья, ушедшего корнями в огород», образ, который раскрывает сущность главного героя стихотворения, «служителя муз», погрязшего в суете и стяжательстве. Стихотворение заканчивается утверждением власти ис­кусства над человеком, нарастает тема торжества живой природы, а не вещей, добрых человеческих отношений, а не обывательской скуки. Ав­тор убежден, что творческий порыв способен увлечь человека, вырвать его из мертвящего быта и вернуть к активному бытию.

По мысли Мартынова, искусство действительно должно способство­вать тому, чтоб «ровно бились чистые сердца». Оно должно обличать догматизм, лицемерие, ханжество, зло. Если этого нет, то труд писателя бесполезен, а сам он не более чем «сочинитель фраз», ремесленник, при­способленец. «Есть на земле высокое искусство — будить в народе дрем­лющие чувства» — так Мартынов определяет нравственно-философские основы художественного творчества.

Насколько высоко поэт ценил роль искусства в современной жизни, показывает стихотворение «Голый странник», в котором автор сталкива­ет леденящий холод мироздания с незащищенностью искусства, которое живет и сохраняет свою вечную ценность вопреки «бездне снеговой».

О незащищенности искусства от мира пользы и здравого смысла Мар­тынов написал в стихотворении «Красота»:

Мир завистников и злыдней Все ехидней, все опасней…

Красота все безобидней,

Миловидней и прекрасней…

Правда, в позднем своем творчестве поэт подчеркивает, что красота может и должна сама за себя постоять, доказать свое право на существо­вание, иметь «острый коготь».

Говоря о влиянии искусства на жизнь общества, Мартынов намечает и обратную связь: не только искусство преобразует жизнь, но и жизнь активно преобразует искусство. И здесь обновление искусства Мартынов выводит не из его саморазвития, а из благотворных перемен, происходя­щих вокруг:

Будто где-то в дали туманной За дрожащей мембраной Выпрямляется раб обнаженный,

Воскресает невинно казненный,

Что случилось, не может представить:

Это я! — говорит. — Это я ведь!

Оздоровление общественной атмосферы, по мысли Мартынова, неиз­бежно приводит к расцвету искусства:

На деревьях рождаются листья,

Из щетины рождаются кисти,

Холст растрескивается с хрустом,

И смывается всякая плесень.

Дело пахнет искусством,

Человечеству хочется песен.

Так Леонид Мартынов утверждал власть искусства над человечески­ми сердцами, власть поэзии над временем, ибо, по мнению поэта, только искусство и поэзия проложат дороги в будущие годы.




На тему: Тема искусства в творчестве Леонида Мартынова