На тему: Тема поиска жизненной правды в прозе М. А. Шолохова

Тема поиска жизненной правды не нова в истории русской литературы. Наиболее широко ее разрабатывали Пушкин, Лермонтов, Достоевский… Огромный исторический и социальный пласт поднял Лев Толстой.

Роман «Тихий Дон» М. А. Шолохова продолжает традиции классической русской литературы, пытаясь раскрыть тайну русского характера. Герои Шолохова, каждый по-своему, идут тяжелым путем к жизненной правде, смыслу жизни, так и не настигая «птицу счастья».

Действие романа разворачивается на фоне исторических потрясений: это и Первая мировая

война, Февральская революция, Октябрьская социалистическая революция, Гражданская война, коллективизация… Не только необычен выбор писателем объекта изображения с исторической точки зрения. И основное место действия — казачий Дон — необычное по сравнению с остальной землей Российской.

Вольные, никогда не знавшие крепостного права, жившие по военному уставу хлебопашцы и одновременно служивые люди, казаки имели свой проверенный веками уклад жизни: простой, полный трудовых забот быт, воинская служба царю и отечеству, забота о родных и близких — вот, пожалуй, основные ипостаси жизни любого донского

казака.

Понятной, на первый взгляд, была жизнь и ее смысл для главного героя романа — молодого казака Григория Мелехова. Но в одночасье в вихре исторических событий все меняется для Григория: «Трудно нащупывалась верная тропа; как в тонкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет».

Если во времена Первой мировой простому казаку было понятно, за что он воюет — «За веру, царя и отечество», — то в смутное, противоречивое время Гражданской войны правдолюбцу Григорию трудно определить, на чьей стороне истина.

В стане белогвардейцев Григорий чувствует себя необразованным мужланом рядом с высшей кастой дворянского офицерства, и это оскорбляет его достоинство, однако Григорий остается в стане белых, видя бесчинства и беспредел «новой власти», которая для него ассоциируется с понятием «чужой», «враг». Даже возвратившись домой, к привычному быту казачьей станицы, Григорий бросается в вихрь войны: он пытается восстановить законы правды и добра, не боясь пойти наперекор силе в лице красноармейцев.

Война искалечила души многих людей, сделала их жестокими и безнравственными. Шолохов показывает, как с демонстрации своей силы и безнаказанности происходит знакомство красногвардейцев с семьей Мелеховых. Привязанного, абсолютно безопасного, цепного пса красноармеец убивает во дворе дома главного героя. Вся семья понимает: любое неповиновение, косой взгляд, неприветливое слово приведет к таким же последствиям. Никто не вступает в спор с пришедшими, только Григорий Мелехов высказывает свое возмущение поступком красноармейца.

Выходят из оцепенения все остальные члены семьи: обретает бодрость духа отец Григория, мать смело запрещает гостям курить в доме.

Но не все красноармейцы ведут себя подобно варварам. Пытаясь как-то загладить вину товарища, «рыже-бровый» поясняет причину жестокости: белогвардейцы убили мать и сестру красноармейца.

Человечность, доброта и жажда справедливости не оставляют Григория Мелехова и в кровавой бойне Гражданской войны. Оттого-то и мечется Мелехов между двумя враждующими лагерями, пытаясь найти жизненную правду.

Он мстит за расстрел брата Петра красными, рубит в бою без счету красных матросов. Однако муки совести о загубленных душах заставляют Мелехова кричать: «Братцы, нет мне прощения… Зарубите, ради Бога… в Бога мать…

Смерти… Предайте!..».

Честный и совестливый, Григорий Мелехов вступает в конную армию Буденного и, со слов друга и ординарца Прохора Зыкова, говорит: «… буду служить до тех пор, пока прошлые грехи не замолю».

Шолохов показывает, что новая власть не слишком полагается на благонадежность Григория; после ранения Мелехова демобилизуют. Уставший от войны в обществе, в своей душе, от трагедий в личной жизни, герой Шолохова ищет жизненную правду у истоков своей жизни: дома, рядом с семьей. Но и здесь он не находит понимания: новоиспеченная власть в лице родственника Михаила Кошевого с недоверием относится к словам Григория: «Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно…

Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и все».

Мелехов уже не правду ищет, а пытается скрыться от погони, как затравленный зверь. Последняя зацепка за жизнь — Аксинья — и та погибает от шальной пули.

Поиски жизненной правды, надежды на будущее в жестоком бесконечном и бессмысленном вихре войны закончились для Григория разбитыми мечтами: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром».

Именно это «холодное солнце» заставляет нас задуматься о дальнейшей судьбе главного героя, не пожелавшего смириться, покориться, плыть по течению и поэтому попавшего под «колесо истории».




На тему: Тема поиска жизненной правды в прозе М. А. Шолохова