На тему: ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму «Мертвые души» в 1835 году. Сюжет произведения был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным, к ко­торому Гоголь относился с большим уважением. Извес­тие о гибели поэта застало Николая Васильевича в Ри­ме. Едва оправившись от потрясения, он писал в письме Жуковскому: «Я должен продолжать начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин, кото­рого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание». Работа над «Мертвыми душами» была окончена

в 1842 году.

К тому времени слухи о новом произведении признанного писа­теля обежали всю страну, привлекая внимание и воз­буждая всеобщее любопытство. Неудивительно, что сразу после выхода в свет книга мгновенно разлетелась по всей России. Так читатели познакомились с ловким и беспринципным Чичиковым, губернскими чиновника­ми, помещиками-землевладельцами и их крестьянами.

Эти персонажи выписаны Гоголем на фоне широкой картины русской действительности 30-х годов XIX века. Что же представляла собой Россия времен Гоголя?

Помещичьи владения со стоявшими на возвыше­нии господскими домами, окруженными «аглицкими

садами». «Грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки», подаваемые к столу у Ко­робочки, «ватрушки величиной с тарелку, бараний бок с кашей» — у Собакевича. Серые бревенчатые избы крестьянских деревень, выстроенных «врассып­ную и не заключенных в правильные улицы». Акку­ратные огороды с капустой, луком, картофелем и «прочим хозяйственным овощем». Проселочные доро­ги с их бесконечными поворотами, разобраться в ко­торых под силу только местной девчонке Пелагее, не различающей, где право, а где лево.

Трактиры, где проезжим предлагают перекусить поросенком со сме­таною и хреном.

Таков быт дворян-крепостников и одетых в мунди­ры чиновников, быт России, в недрах которой уже зре­ют новые люди — чичиковы.

Гоголь, описывая Россию такой, как она есть, не мог обойти в своем произведении тему крепостного права. Николай Васильевич горячо любил Родину и понимал, что крепостная действительность тормозит развитие страны, тянет ее в прошлое. Налагавшиеся цензорными комитетами запреты вынуждали, однако, писателя касаться этой темы с известной осторожнос­тью.

Беспощадно язвительный в описании помещиков и чиновников, Гоголь, словно устав от жадности, под­лости, глупости и прочих пороков «мертвых душ», стремится отдохнуть, напитаться положительными эмоциями и зарядиться оптимизмом, рассказывая чи­тателям о душах живых.

О простых людях, известных во всей губернии и даже в столице талантливых мастерах: кирпичнике Милушкине, сапожнике Максиме Телятникове, карет­нике Михееве. С мягким юмором, разительно отличаю­щимся от острой сатиры, адресованной помещикам и чиновникам, Гоголь преподносит читателям образы слуги Петрушки и кучера Селифана. И мы, вслед за писателем, смеемся над их точно подмеченными слабо­стями, остроумными репликами, отдавая должное сме­калке и чувству юмора, а также умению отстаивать свои интересы. Так, дворовая Плюшкина Мавра, не ис­пытывая страха и не выказывая излишней угодливос­ти, вступает в спор с хозяином, досадуя, что тот «все­гда понапраслиной попрекает».

Другие плюшкинские крестьяне относятся к своему хозяину с презрением и иронией. Завидя барина, в очередной раз бредущего на поиски всяческого хлама, они комментируют: «Вон уже рыболов пошел на охоту!»

Любовью, уважением и восхищением проникнуты следующие слова Гоголя: «Выражается сильно россий­ский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на служ­бу, и в отставку, и в Петербург, и на край света».

Тема Родины и народа в поэме «Мертвые души» звучит оптимистично и с воодушевлением, полным ве­ры в самобытность и великое будущее России.

Об этом хорошо сказал Герцен, записавший в своем дневнике: «»Мертвые души» — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный.

Тут одно утешение в вере и уповании на будущее… Оно имеет реалистическую основу: кровь как-то хоро­шо обращается у русских в груди».




На тему: ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»