На тему: ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму «Мертвые души» в 1835 году. Сюжет произведения был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным, к которому Гоголь относился с большим уважением. Известие о гибели поэта застало Николая Васильевича в Риме. Едва оправившись от потрясения, он писал в письме Жуковскому: «Я должен продолжать начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание». Работа над «Мертвыми душами» была окончена
К тому времени слухи о новом произведении признанного писателя обежали всю страну, привлекая внимание и возбуждая всеобщее любопытство. Неудивительно, что сразу после выхода в свет книга мгновенно разлетелась по всей России. Так читатели познакомились с ловким и беспринципным Чичиковым, губернскими чиновниками, помещиками-землевладельцами и их крестьянами.
Эти персонажи выписаны Гоголем на фоне широкой картины русской действительности 30-х годов XIX века. Что же представляла собой Россия времен Гоголя?
Помещичьи владения со стоявшими на возвышении господскими домами, окруженными «аглицкими
Трактиры, где проезжим предлагают перекусить поросенком со сметаною и хреном.
Таков быт дворян-крепостников и одетых в мундиры чиновников, быт России, в недрах которой уже зреют новые люди — чичиковы.
Гоголь, описывая Россию такой, как она есть, не мог обойти в своем произведении тему крепостного права. Николай Васильевич горячо любил Родину и понимал, что крепостная действительность тормозит развитие страны, тянет ее в прошлое. Налагавшиеся цензорными комитетами запреты вынуждали, однако, писателя касаться этой темы с известной осторожностью.
Беспощадно язвительный в описании помещиков и чиновников, Гоголь, словно устав от жадности, подлости, глупости и прочих пороков «мертвых душ», стремится отдохнуть, напитаться положительными эмоциями и зарядиться оптимизмом, рассказывая читателям о душах живых.
О простых людях, известных во всей губернии и даже в столице талантливых мастерах: кирпичнике Милушкине, сапожнике Максиме Телятникове, каретнике Михееве. С мягким юмором, разительно отличающимся от острой сатиры, адресованной помещикам и чиновникам, Гоголь преподносит читателям образы слуги Петрушки и кучера Селифана. И мы, вслед за писателем, смеемся над их точно подмеченными слабостями, остроумными репликами, отдавая должное смекалке и чувству юмора, а также умению отстаивать свои интересы. Так, дворовая Плюшкина Мавра, не испытывая страха и не выказывая излишней угодливости, вступает в спор с хозяином, досадуя, что тот «всегда понапраслиной попрекает».
Другие плюшкинские крестьяне относятся к своему хозяину с презрением и иронией. Завидя барина, в очередной раз бредущего на поиски всяческого хлама, они комментируют: «Вон уже рыболов пошел на охоту!»
Любовью, уважением и восхищением проникнуты следующие слова Гоголя: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света».
Тема Родины и народа в поэме «Мертвые души» звучит оптимистично и с воодушевлением, полным веры в самобытность и великое будущее России.
Об этом хорошо сказал Герцен, записавший в своем дневнике: «»Мертвые души» — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный.
Тут одно утешение в вере и уповании на будущее… Оно имеет реалистическую основу: кровь как-то хорошо обращается у русских в груди».
На тему: ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»