На тему: ТОРЖЕСТВЕННАЯ ОДА В РОССИИ XVIII ВЕКА

Понятие «ода» вошло в употребление еще в античные времена, когда этим термином обозна­чалась лирическая хоровая песня торжественно­го, приподнятого, морализаторского характера. В эпоху Возрождения и барокко термин «ода» вошел в употребление для обозначения возвы­шенной лирики, ориентирующейся на античные образы. В эпоху классицизма она стала ведущим жанром высокой лирики многих стран. Появи­лось разделение оды на духовную, нравоучитель­ную, любовную и торжественную.

Последняя получила особенно широкое развитие в России

в XVIII веке.

В русскую поэзию ода впервые вошла с поэзи­ей В. К. Тредиаковского. В первой его «Оде тор­жественной о сдаче города Гданска» воспевается русское воинство и императрица Анна Иоаннов­на. В другом стихотворении, «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу», впервые звучит торжественное восхваление Се­верной столицы России.

Главную роль в русской торжественной оде XVIII века приобретает ритм, который, по словам Тредиаковского, есть «душа и жизнь» всего сти­хосложения.

Поэта не удовлетворяли существующие в те времена силлабические вирши. Он чувствовал, что особую ритмичность

и музыкальность стиху способны придать лишь правильное чередование ударных и безударных слогов, которое он подме­тил в русских народных песнях. Поэтому даль­нейшее реформирование русского стихосложе­ния он проводил на основе народного стиха.

Та­ким образом, при создании нового жанра поэт руководствовался традициями античности, уже вошедшим в употребление во многих европей­ских странах жанром оды и русскими народны­ми традициями. «Я французской версификации должен мешком, а старинной российской поэзии всеми тысячью рублями», — говорил он.

Жанр оды, введенный Тредиаковским, вско­ре приобрел много сторонников среди русских поэтов. В их числе были такие выдающиеся дея­тели литературы, как М. В. Ломоносов, В. П. Пет­ров, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Г. Р. Дер­жавин, А. Н. Радищев, К. Ф. Рылеев и др. При этом в российской оде шла постоянная борьба между двумя литературными тенденциями: близкой традициям барокко, «восторженной» оды Ломоносова и «рационалистической», при­держивающейся принципа «естественности» оды Сумарокова или Хераскова. При всех своих рас­хождениях сторонники обоих направлений оста­вались едиными в одном: все русские поэты, со­здавая произведения в жанре оды, придержива­лись традиций гражданственности, патриотизма. Лучшие русские оды ове­яны могучим духом свободолюбия, проникнуты любовью к родной земле, к родному народу, ды­шат невероятной жаждой жизни.

Русские поэты XVIII века стремились различными способами и средствами художественного слова бороться про­тив устаревших форм средневековья. Все они ра­товали за дальнейшее развитие культуры, науки, литературы, верили в то, что прогрессивное ис­торическое развитие может быть осуществлено только в результате просветительской деятельно­сти царя, облеченного самодержавной властью и потому способного провести необходимые преоб­разования. Эта вера находила свое художествен­ное воплощение в таких произведениях, как «Стихи похвальные России» Тредиаковского, «Ода на день восшествия на всероссийский пре­стол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» Ломоносова и многих других.

Торжественная ода стала тем новым жанром, которого долго искали передовые деятели рус­ской литературы XVIII века, жанром, который позволил воплотить в стихах огромное патриоти­ческое и общественное содержание. Писатели и поэты XVIII века искали новые художественные формы, средства, приемы, с помощью которых их произведения могли бы служить «пользе обще­ства». Государственные потребности, долг перед отечеством должны были, по их мнению, преоб­ладать над частными, личными чувствами и ин­тересами.

В этом отношении совершеннейшими, классическими образцами прекрасного они счи­тали замечательные создания античного искус­ства, прославлявшие красоту, силу и доблесть человека. Но российская ода постепенно отходит

От античных традиций, приобретает самостоя­тельное звучание, воспевая, в первую очередь, свое государство и его героев. В «Разговоре с Анакреоном» Ломоносов говорит:

Мне струны поневоле Звучат геройский шум.

Не возмущайте боле,

Любовны мысли, ум;

Хоть нежности сердечной В любви я не лишен,

Героев славой вечной Я больше восхищен.

Начатое Тредиаковским реформирование рус­ского стихосложения довел до конца гениальный русский ученый и поэт М. В. Ломоносов. Смелый новатор распространил тонический принцип сво­его предшественника на все виды русского сти­ха, создав, таким образом, новую систему стихо­сложения, которую мы называем силлабо-тони­ческой. При этом выше всех стихотворных раз­меров Ломоносов ставил ямб, считая его самым звучным и придающим стиху наибольшую силу и энергию.

Именно ямбом была написана в 1739 году хва­лебная ода, воспевающая взятие русской армией турецкой крепости Хотин. Кроме того, распреде­лив весь словарный состав «славяно-российского языка» ho трем группам — «штилям», М. В. Ло­моносов прикрепил к каждому «штилю» те или иные литературные жанры.

Жанр оды был отнесен им к «высокому шти­лю», благодаря своей торжественности, припод­нятости резко выделяющемуся из простой, обык­новенной речи. В этом жанре допускались к упот­реблению церковнославянские и устаревшие сло­ва, но только те из них, которые были «россия­нам вразумительны». Эти слова усиливали тор­жественное звучание таких произведений. При­мером может служить «Ода на день восше­ствия…»:

Божественным устам приличен,

Монархиня, сей кроткий глас.

О, коль достойно возвеличен Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены Петровы возвышали стены До звезд плескание и клик!

Когда ты крест несла рукою И на престол взвела с собою Доброт твоих прекрасный лик!

«Высокие» жанры и «высокий штиль», госу­дарственные и героико-патриотические темы преобладали в творчестве Ломоносова, так как он считал, что высшая радость писателя — трудить­ся «для пользы общества».

Героика времени, блестящие победы русско­го народа и, соответственно, «высокий» жанр тор­жественной оды нашли отражение и в поэзии Г. Р. Державина, который более всего в человеке ценил «великость» духа, величие его граждан­ского и патриотического подвига. В таких своих победных одах, как «На взятие Измаила», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор», писатель дает ярчайшие образцы грандиоз­ной батальной лирики, прославляя в них не толь­ко замечательных полководцев — Румянцева и Суворова, но и простых русских солдат — «в све­те первых бойцов». Продолжая и развивая геро­ические мотивы стихов Ломоносова, он в то же время живо воссоздает частную жизнь народа, рисует сверкающие всеми красками картины природы.

Общественные процессы в России XVIII века оказывали существенное влияние на литературу, в том числе и на поэзию. Особенно значительные изменения произошли после восстания Пугаче­ва, направленного против самодержавного строя и класса дворян-помещиков. Поэты активно под­хватили революционную волну, воссоздавая яр­кие социальные и общественные события в сво­ем творчестве.

И жанр оды как нельзя лучше от­ражал настроения, господствовавшие в среде пе­редовых деятелей искусства. Именно в этот мо­мент появляются такие выдающиеся произведе­ния, как «Ода на рабство» Капниста, ода «Воль­ность» Радищева. Последний, широко используя распространенный жанр хвалебной оды, вклады­вает в него прямо противоположное содержание. Русские поэты XVIII века восхваляли монархов, Радищев же, к примеру, в оде «Вольность», на­оборот, воспевает тираноборцев, свободный при­зывный голос которых приводит в ужас тех, кто сидит на троне:

Мне слышится уж глас природы,

Начальный глас, глас божества,

Трясутся вечна мрака своды,

Се миг рожденья вещества.

Се медленно и в стройном чине Грядет зиждитель во едине —

Рек — яркий свет пустил свой луч,

И, ложный плена скиптр поправши,

Сгущенную тьму разогнавши,

Блестящий день родил из туч.

Торжественная ода в России XVIII века стала основным литературным жанром, способным выразить настроения и душевные порывы наро­да. Менялся мир, менялась общественно-полити­ческая система, а громкий, торжественный, зо­вущий вперед голос русской поэзии неизменно звучал в умах и сердцах всех русских людей.

Внося прогрессивные просветительские идеи в сознание народа, зажигая людей высокими гражданско-патриотическими чувствами, рус­ская ода все более сближалась с жизнью. Она, как и настоящая жизнь, ни минуты не стояла на мес­те, постоянно видоизменяясь и совершенствуясь. Не случайно под влиянием русских поэтов-одописцев наша страна рождала все больше выдаю­щихся литературных имен, таких как К. Н. Ба­тюшков, В. А. Жуковский или А. С. Пушкин.




На тему: ТОРЖЕСТВЕННАЯ ОДА В РОССИИ XVIII ВЕКА