На тему: ТРУД КАК ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ, СИЛЫ И НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Тема труда — одна из характерных тем былин. В былинах труд прославляется как героический подвиг, трудовая доблесть является таким же зна­чительным признаком богатырства, как и воинс­кая доблесть.

Наиболее ярко это продемонстрировано в бы­лине «Вольга и Микула Селянинович».

Былина построена на противопоставлении двух образов богатырей: княжеского сына Воль­ги и землепашца Микулы Селяниновича. При этом подчеркивается превосходство богатыря-пахаря, для которого труд является источником здоровья, силы и независимости.

Смелый

и отважный воин Вольга многое зна­ет и умеет: «серым волком рыскать во темных лесах, щукою-рыбою да нырять в синих морях». Собрал Вольга храбрую дружину и отправился в города княжеские «за получкою». В чистом поле услышал Вольга, «как орет в поле оратай».

Три дня Вольга с дружиною на конях не мог «до ора­тая доехати». Гиперболизация в данном эпизоде подчеркивает, с одной стороны, тяжесть кресть­янского труда, а с другой — силу и умение бога­тырское Микулы Селяниновича.

Удивленный Вольга приглашает богатыря-пахаря в свою дружину. Микула Селянинович не отказывает, однако, вовсе не собираясь

расста­ваться со своим крестьянским трудом, спохваты­вается, что «оставил сошку в бороздочке». Не­взначай предлагает Микула Селянинович дружи­не храброй бросить сошку за ракитов куст, что­бы не досталась она «прохожему-проезжему».

Ни пять, ни десять, ни тридцать молодцев не могли поднять сошку с земли.

Тогда Микула Селянинович, посмеиваясь, предлагает Вольге Святославьевичу испробовать свои силы:

А стар мошник, верно, наварны щи,

А молоды чертятки, да черви в них,

Поедем-ка, Вольга Святославъевич,

Уберем мы сошку кленовую.

Неподъемной оказалась сошка оратая для славного воина Вольги: «резвы ноженьки да подломилися, очи ясные его да помутилися».

Много Вольга путешествовал по свету, много чудес видел, но за всю свою жизнь не научился главной премудрости: орать, пахать да крестьян­ствовать.

С большой выразительностью передается в былине превосходство Микулы Селяниновича перед княжеским сыном Вольгой и его храброй дружиной:

Тут берет оратай-оратаюшко Добра молодца за желты кудри,

А садил его на доброго коня,

Сам берет он сошку да одной рукой.

Сошку с земельки повыдернул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

И он бросил сошку за ракитов куст.

Поехали герои дальше в путь-дороженьку, только конь Вольгин отстает, а кобылка оратая рысью идет. И снова удивлен и обескуражен Вольга:

Ай же ты, оратай-оратаюшко,

Кабы этая кобылка коньком была,

Я дал бы за конька да пятьсот рублей.

На что Микула Селянинович резонно отвеча­ет, что если бы кобылка его была коньком, ей бы цены не было вовсе.

Этот эпизод служит для того, чтобы подчерк­нуть тяжесть крестьянской работы: конь воинс­кий не выдерживает той нагрузки, которую вы­держивает крестьянская кобылка. Таким обра­зом, в былине «Вольга и Микула Селянинович» прославляется трудовая доблесть.




На тему: ТРУД КАК ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ, СИЛЫ И НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЕЛОВЕКА