На тему: УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ

В книге великого древнего мыслителя Аль-Хусри «Цветы литературы» есть замечательная притча.

Спросили Александра Великого:

— Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем родного отца?

— Отец подарил мне жизнь бренную, — ответил Александр, — а учитель — вечную.

И действительно, на учителя в нашем обще­стве возлагается серьезная и сложная задача: вырастить из ребенка настоящего человека, дать ему знания, открыть двери в большой мир и сде­лать так, чтобы каждый ученик вошел в эти две­ри уверенной, твердой походкой.

Ведь профессия учителя не ограничивается только тем, чтобы дать нам определенный уровень знаний по пред­мету. Эти знания мы могли бы получать из книг, газет, журналов, телевидения, радио, Интерне­та.

Но учитель на собственном примере показы­вает нам, каким должен быть человек, направля­ет нас по правильному пути в жизни, учит делать правильный выбор в любой, даже самой сложной ситуации.

«Учатся утех, кого любят», — говорил И. Гете. Я бы еще добавила: и у тех, кого уважают. Потому что любить мы можем многих людей: родителей, сестру, брата, подругу, друга, актера или актри­су, кумира реального или созданного

нашим во­ображением. Мы даже можем им в чем-то подра­жать. Но жизни учимся все-таки не у них.

Ведь они не могут нам дать в полной мере всего, чтобы мы могли стать настоящими, достойными людьми.

Многое дают нам наши родители, но они лю­бят нас и часто относятся снисходительно к на­шим недостаткам. А может быть, даже не заме­чают каких-то наших оплошностей. Не хотят нас обижать — и потому иногда предпочитают не де­лать замечания. На самом же деле это не идет нам на пользу.

Потому что к неправильным поступ­кам нужно относиться критически и уметь во­время сделать замечание. Поэтому учителя час­то бывают строгими к нам, в чем-то нас ограни­чивают, что-то запрещают и даже иногда нака­зывают. Но все это они делают для нашего блага. И все же любое замечание нужно уметь сделать так, чтобы не оскорбить человека, не унизить, а только тактично направить его действия в пра­вильную сторону. Таким умением должен обла­дать каждый учитель.

Поэтому мне кажется, что учителем может быть далеко не каждый человек. Чтобы учителя любили и уважали ученики, он должен быть для них примером во всем: в том, как вести себя с людьми, как разговаривать, как одеваться, какие принимать решения, как нахо­дить выход из трудных ситуаций.

«Потребность образования лежит в каждом человеке, — говорил Л. Н. Толстой, — народ лю­бит и ищет образования, как любит и ищет воз­духа для дыхания». Но люди часто до поры до времени просто не осознают этой потребности. Открыть ее, направить ее — это и есть первооче­редная задача каждого учителя.

Профессия учителя ставит перед человеком целый ряд требований. Во-первых, учитель дол­жен иметь определенный уровень знаний и уметь передать эти знания другим. Во-вторых, он дол­жен чувствовать «зов сердца».

Потому что, по моему мнению, учителем, как и врачом, можно быть исключительно по призванию. Этому нельзя научить человека, который всей душой не стре­мится работать с детьми, воспитывать их. В-тре­тьих, он должен обладать определенными черта­ми характера, такими как доброта, чувство спра­ведливости, чуткость, оптимизм, терпеливость, настойчивость, такт, принципиальность и многи­ми другими, без которых он не найдет с ученика­ми общего языка, не сможет вызвать у них дове­рия и уважения.

В-четвертых, он должен сам постоянно учить­ся, развиваться вместе с меняющимся и бегущим вперед миром. Чтобы в обучении и воспитании придерживаться не устаревших, отживших пра­вил и норм, а идти в ногу со временем, вместе со своими учениками, но все же немного впереди них.

В школе, особенно в старших классах, приня­то относиться к учителям как к преподавателям какого-то одного предмета. Но на самом деле каж­дый учитель — будь то математик, физик, химик, биолог, географ, историк или языковед — учит нас самой жизни. «Самым важным явлением в школе, — утверждал А. Дистервег, — самым по­учительным предметом для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Ведь главная задача каждого учителя — не столько дать знания по предмету, сколько воспитать Об­разованного, высоконравственного человека. Учителя обучают нас разным наукам, они следят за нашим здоровьем и физическим развитием, они повышают наш духовный уровень, учат пра­вильному общению и поведению в обществе. А ведь еще Ш. Летурно утверждал: «Если ты зна­ешь средства укрепить тело, закалить волю, об­лагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, — значит, ты воспитатель».

То есть, учитель должен быть еще и хорошим воспитате­лем. Ведь, как говорил Л. Н. Толстой, «и воспи­тание, и образование нераздельны. Нельзя вос­питывать, не передавая знания, всякое же зна­ние действует воспитательно».

Но воспитывать разных людей, используя при этом одни и те же методы, одни и те же подходы, невозможно. По­тому что каждый человек обладает индивидуаль­ными особенностями, не учитывая которые пра­вильно воспитать его, выработать у него те или иные черты, сформировать те или иные знания и умения нельзя. Таким образом, настоящий учи­тель — это еще и тонкий психолог, умеющий хо­рошо разбираться в людях, видеть достоинства и недостатки каждого, находить методы обучения и воспитания, которые будут наиболее эффектив­ными с каждым отдельно взятым учеником. Ведь учитель обязан стремиться воспитать человека во всех отношениях.

А для этого он должен узнать его со всех сторон, оценить не только внешние проявления его натуры, но и увидеть внутренние, часто скрытые черты, потребности, склонности.

Мы часто не задумываемся о том, как не про­ста профессия учителя, как много приходится ему работать над собой, как много труда и нрав­ственных сил вкладывает он в то, чтобы вырас­тить настоящих людей. Ученики нередко могут и обидеть учителя, иногда бывают грубыми и не­внимательными. А учитель должен при этом со­хранять спокойствие, любовь к своим ученикам, должен, несмотря ни на какие обиды, продол­жать движение к намеченной цели. Ведь он не может обидеться, потерять терпение и выдерж­ку, повысить тон, ответить оскорблением на ос­корбление.

И своим поведением тоже подает нам пример, учит нас тому, каким должен быть на­стоящий человек.

С давних времен первую учительницу назы­вали «второй мамой». И это действительно так. Настоящий учитель во многом становится для ребенка таким же близким человеком, как роди­тели, а иногда и ближе. Часто учителю поверяют тайны и проблемы, которые не решаются расска­зать ни матери, ни сестре, ни подруге.

И учитель должен всегда найти нужные слова, направить, объяснить, помочь, подсказать, подбодрить или пожалеть. В этом смысл работы и главная цель настоящего учителя, который становится для нас и матерью, и отцом, и путеводной звездой, осве­щающей нам дорогу в жизнь.

Непростая и великая задача стоит перед каж­дым учителем. И потому перед его благословен­ным именем мы, его ученики, немного повзрос­левшие, что-то осознавшие, склоняем головы в почтительном поклоне.




На тему: УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ