На тему: в чем новаторство Маяковского?

Творчество Владимира Маяковского и при жизни, и после смерти поэта всегда находилось в центре дискуссий, вызывая самые яростные споры. В наше время появились попытки пред­ставить Маяковского официальным певцом советского строя или в лучшем случае просто мастером стихотворной техники.

«Агитатор, горлан-главарь», «революцией мобилизованный и призванный» — исчерпывается ли этими автохарактеристи­ками смысл творчества Маяковского? Вспомним другие не ме­нее искренние строки поэта: «Вот — я, весь боль и ушиб», «Вам хорошо,

а мне с болью-то как?», «бабочка поэтиного сердца», «громада-любовь, громада-ненависть», «себя смирял, становясь на горло собственной песне», «происходит страш­нейшая из аммортизаций — аммортизация сердца и души». Маяковский создал поэму «Хорошо!», но он же работал над поэмой «Плохо».

Поэт славил революцию, что не мешало ему говорить «о дряни», и вряд ли кто-то сделал тогда больше, чем Маяковский, для борьбы с этой «дрянью». Каким разным предстает перед нами поэт и как все яснее нарастает в его произведениях ощущение тревоги, сомнений, непонятости! Художник словно бы предостерегает

от поспешных односто­ронних выводов:

Тот,

Кто постоянно ясен, — тот,

По-моему, просто глуп.

И «через головы поэтов и правительств», со свойственной ему насмешкой отвергая «помощь» пристрастных толкователей стихов, Маяковский с величайшей серьезностью и уважением, с надеждой на пони­мание обращается к «товарищам потомкам»:

Я сам расскажу

О времени и о себе.

В этих строках проявилось важнейшее свойство поэзии и всей жизни Маяковского: время, его конфликты, проблемы и тревоги пережиты поэтом, прошли через его сердце, стали его личной судьбой. Это определило и потрясающую искренность произведений Маяковского, и острую злободневность его твор­чества.

Обращают на себя внимание названия глав автобиографии «Я сам»: «Японская война», «Нелегальщина», «905-й год», «Со­циализм», «Партия», «Арест», «11 бутырских месяцев». Вехи биографии Маяковского совпадают с важнейшими историчес­кими событиями, в которых он не может не принимать участия. «Это была революция… Стихи и революция как-то объедини­лись в голове» — в юности и на всю жизнь.

Революция в обществе, в образе мыслей, в чувствах вела к поис­ку новых форм выражения. Так рождалась Поэзия, смысл которой — сказать о новом по-но­вому. Подчеркнем: новаторство Маяковского-поэта состояло не только в том, что он изобретал новые слова, не­бывалые рифмы и располагал стихи «лесенкой». Своеобразие Маяковского прежде всего в его особом взгляде на мир, на ме­сто человека в нем, на роль поэта в жизни, на скрытые воз­можности русского слова и художественного образа, которые он открывает слушателю.




На тему: в чем новаторство Маяковского?