На тему: В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ
В нашем художественном музее недавно проходила выставка картин русских художников-пейзажистов. Классный руководитель предложила нам посетить эту выставку, пообещав, что мы получим настоящее удовольствие. Мы согласились, и в теплый солнечный воскресный день отправились всем классом в музей. Погода стояла весенняя, все вокруг цвело разноцветными красками, и мы уже по дороге на выставку были охвачены предвкушением чего-то волшебного и прекрасного.
Но то, что мы увидели в выставочном зале, превзошло все наши ожидания.
Войдя в
Выставка была разделена на отдельные участки, в каждом из которых представлены картины какого-то одного мастера.
Больше всего меня поразили морские пейзажи И. К. Айвазовского. Глядя на его работы, я словно ощутила неукротимое величие морской стихии, буйство солнечных закатов, прозрачность лунных бликов, играющих на ночном море.
Но стоит перевести взгляд на другие работы, как все чувства, бушующие в душе, постепенно затихают, замирая перед очарованием и мягкими красками великолепных морских пейзажей. Бесконечная морская ширь в своей спокойной, уверенной силе предстает перед нами на картине «Черное море». Величественное в своей красоте и могуществе, море неспешно несет тяжелые волны.
Вода и свет словно сливаются в едином движении, объединяя свои силы.
Но вот от морских картин мы переходим к более спокойным пейзажам И. И. Левитана, где в ярких, насыщенных красках представлены все состояния русской природы, все времена года в своем многообразии. Чудесная осень то манит нас золотом и медью с картины «Золотая осень», то погружает в серовато-желтую грусть увядания. Здесь уже часто присутствуют образы людей, а природа, являясь их естественным окружением, как будто призвана усилить, подчеркнуть их эмоциональное состояние, разделить их радость или немного скрасить грусть.
На глубокие философские размышления наводят многочисленные изображения храмов, как, например, на картинах «Вечерний звон», «Над вечным покоем» и некоторых других. Свежестью летнего ветерка веет с полотен «После дождя», «Свежий ветер», «Летний вечер». Весенним буйством красок, прозрачностью и чистотой обновленной природы поражают картины «Март», «Березовая роща» и др.
Насладившись красотой и разнообразием картин Левитана, мы переходим к работам И. И. Шишкина. И попадаем в совершенно иной мир, наполненный живой жизнью, передающей не только многообразие окружающей природы, но и открывающей нам этот мир в мельчайших деталях и подробностях. Покинув морские просторы Айвазовского и бескрайние поля и луга Левитана, мы попадаем в таинственное и манящее царство леса.
Так, картина «Лесные дали» знакомит нас с величественной красотой русских лесов, с их своеобразием и жизненной силой. От загадочных, выполненных в темных, насыщенных красках, работ мы постепенно переходим к освещенным солнечным светом картинам русского леса. «Сосны, освещенные солнцем», «Дубовая роща» знакомят нас с жизнеутверждающими образами русской природы. «Корабельная роща» вызывает гордость за величественный характер национального пейзажа. А знаменитая картина «Утро в сосновом лесу» долго не отпускает нас, словно предлагая окунуться в этот мир, стать его участником, проследить и испытать все чувства, которые испытывает окружающий нас мир.
Конечно, И. Шишкин писал не только лес. Его работы «Рожь», «Среди долины ровныя» расширяют наш кругозор, показывая все многообразие и красоту русской природы.
Глубоко национальным ощущением природы проникнуты работы В. М. Васнецова, в которых мастер отводил пейзажу роль фона, где происходили исторические события или отображались эпизоды русских народных сказок. Эти картины то полны лиризма и нежного чувства, как в произведении «Аленушка», то наполнены эпическими мотивами, усиливающими восприятие исторических сцен, как в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами». Его «Богатыри» не производили бы впечатления такой непобедимой силы, если бы не окружающие их бескрайние просторы родной природы, словно передающие воинам свое могущество и несокрушимость.
Глубокую задушевность родной природы отображают замечательные, теплые и спокойные картины А. К. Саврасова. Его произведение «Грачи прилетели» наполнено радостью от прихода весны. Еще лежит на полях снег, еще спят деревья и ручьи, но прилет первых вестников тепла наполняет нас ощущением недолговечности этого холодного сна. Снег уже сдается натиску солнца — и скоро распустятся зеленые листья на ветках.
Картины художника наполнены ощущением настоящей жизни — такой, какой мы привыкли видеть ее постоянно. И от этого создается впечатление, что сами картины оживают — настолько все на них родное и знакомое. Но эти картины содержат не только зарисовки отдельных моментов в жизни природы.
Они нередко несут глубокий философский смысл, наводят на серьезные размышления. Таким содержанием наполнена картина «Проселок», изображающая уходящую вдаль дорогу, борьбу света и тени, чистого неба и тяжелых туч, вызывающая какие-то таинственные, неясные мысли об одиночестве деревьев, стоящих вдалеке, посреди бескрайнего поля, вдоль длинной проселочной дороги. Такие же глубокие мысли вызывают и душевная, теплая картина «Дворик» и многие другие работы художника.
Окунувшись в прекрасный, разнообразный и изменчивый, играющий разными красками загадочный, таинственный, героический или романтический, но такой живой и реальный мир природы, мы очень неохотно покидали выставку. Нам хотелось задержаться, сохранить в памяти каждую деталь, унести в сердце все те настроения и эмоции, которыми переполнялось сердце во время созерцания шедевров русских мастеров-художников.
В этот день каждый из нас узнал что-то важное, что-то новое для себя, открыл новые грани окружающего мира, принял какие-то решения, сделал выводы. Многие уходили с твердым намерением обязательно вернуться, продолжить это волшебное, возвышающее и одухотворяющее изучение. У кого-то остались вопросы, сомнения, у кого-то этих вопросов стало даже намного больше, чем было раньше.
Мы по-другому взглянули на нашу жизнь, на жизнь окружающего нас мира, как никогда осознали неразрывную связь между природой и человеком, как никогда поняли, насколько наше существование является частью существования могущественного и волшебного пространства Земли.
На тему: В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ