На тему: В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ

В нашем художественном музее недавно про­ходила выставка картин русских художников-пейзажистов. Классный руководитель предложи­ла нам посетить эту выставку, пообещав, что мы получим настоящее удовольствие. Мы согласи­лись, и в теплый солнечный воскресный день от­правились всем классом в музей. Погода стояла весенняя, все вокруг цвело разноцветными крас­ками, и мы уже по дороге на выставку были ох­вачены предвкушением чего-то волшебного и прекрасного.

Но то, что мы увидели в выставоч­ном зале, превзошло все наши ожидания.

Войдя в

музей, мы словно очутились в волшеб­ном мире. Наверное, примерно то же самое чув­ствовала героиня сказки «Двенадцать месяцев», когда увидела среди зимы поляну с подснежни­ками. Здесь же перед нами прошли не только все времена года одновременно, но и все пространства нашей страны.

Выставка была разделена на от­дельные участки, в каждом из которых представ­лены картины какого-то одного мастера.

Больше всего меня поразили морские пейза­жи И. К. Айвазовского. Глядя на его работы, я словно ощутила неукротимое величие морской стихии, буйство солнечных закатов, прозрач­ность лунных бликов, играющих на ночном море.

Знаменитая картина «Девятый вал» поразила невероятным сочетанием мощи разбушевавшей­ся стихии и смелости людей, которые, не сдава­ясь натиску волн, стараются преодолеть бушую­щее море, хотя единственное, на что они могут рассчитывать, — это обломок потерпевшего кру­шение корабля. Но люди отчаянно хватаются за эту надежду и продолжают неравную борьбу с бушующим морем. Насколько точно передал ма­стер не только величие морской стихии, но и чув­ства людей, соединив в своей картине светлые тона неба с темными красками волн: словно свет и тьма вступили в единоборство, будто добро и зло в очередной раз выясняют, кто из них сильнее!

Но стоит перевести взгляд на другие работы, как все чувства, бушующие в душе, постепенно зати­хают, замирая перед очарованием и мягкими красками великолепных морских пейзажей. Бес­конечная морская ширь в своей спокойной, уве­ренной силе предстает перед нами на картине «Черное море». Величественное в своей красоте и могуществе, море неспешно несет тяжелые вол­ны.

Вода и свет словно сливаются в едином дви­жении, объединяя свои силы.

Но вот от морских картин мы переходим к бо­лее спокойным пейзажам И. И. Левитана, где в ярких, насыщенных красках представлены все состояния русской природы, все времена года в своем многообразии. Чудесная осень то манит нас золотом и медью с картины «Золотая осень», то погружает в серовато-желтую грусть увядания. Здесь уже часто присутствуют образы людей, а природа, являясь их естественным окружением, как будто призвана усилить, подчеркнуть их эмо­циональное состояние, разделить их радость или немного скрасить грусть.

На глубокие философ­ские размышления наводят многочисленные изображения храмов, как, например, на карти­нах «Вечерний звон», «Над вечным покоем» и некоторых других. Свежестью летнего ветерка веет с полотен «После дождя», «Свежий ветер», «Летний вечер». Весенним буйством красок, про­зрачностью и чистотой обновленной природы по­ражают картины «Март», «Березовая роща» и др.

Насладившись красотой и разнообразием кар­тин Левитана, мы переходим к работам И. И. Шишкина. И попадаем в совершенно иной мир, наполненный живой жизнью, передающей не только многооб­разие окружающей природы, но и открывающей нам этот мир в мельчайших деталях и подробно­стях. Покинув морские просторы Айвазовского и бескрайние поля и луга Левитана, мы попада­ем в таинственное и манящее царство леса.

Так, картина «Лесные дали» знакомит нас с величе­ственной красотой русских лесов, с их своеобра­зием и жизненной силой. От загадочных, выпол­ненных в темных, насыщенных красках, работ мы постепенно переходим к освещенным солнеч­ным светом картинам русского леса. «Сосны, ос­вещенные солнцем», «Дубовая роща» знакомят нас с жизнеутверждающими образами русской природы. «Корабельная роща» вызывает гор­дость за величественный характер национально­го пейзажа. А знаменитая картина «Утро в сосно­вом лесу» долго не отпускает нас, словно предла­гая окунуться в этот мир, стать его участником, проследить и испытать все чувства, которые испы­тывает окружающий нас мир.

Конечно, И. Шиш­кин писал не только лес. Его работы «Рожь», «Сре­ди долины ровныя» расширяют наш кругозор, показывая все многообразие и красоту русской природы.

Глубоко национальным ощущением природы проникнуты работы В. М. Васнецова, в которых мастер отводил пейзажу роль фона, где происхо­дили исторические события или отображались эпизоды русских народных сказок. Эти картины то полны лиризма и нежного чувства, как в про­изведении «Аленушка», то наполнены эпически­ми мотивами, усиливающими восприятие исто­рических сцен, как в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами». Его «Богаты­ри» не производили бы впечатления такой непо­бедимой силы, если бы не окружающие их бес­крайние просторы родной природы, словно пере­дающие воинам свое могущество и несокруши­мость.

Глубокую задушевность родной природы ото­бражают замечательные, теплые и спокойные картины А. К. Саврасова. Его произведение «Гра­чи прилетели» наполнено радостью от прихода весны. Еще лежит на полях снег, еще спят дере­вья и ручьи, но прилет первых вестников тепла наполняет нас ощущением недолговечности это­го холодного сна. Снег уже сдается натиску сол­нца — и скоро распустятся зеленые листья на вет­ках.

Картины художника наполнены ощущени­ем настоящей жизни — такой, какой мы привык­ли видеть ее постоянно. И от этого создается впе­чатление, что сами картины оживают — настоль­ко все на них родное и знакомое. Но эти картины содержат не только зарисовки отдельных момен­тов в жизни природы.

Они нередко несут глубо­кий философский смысл, наводят на серьезные размышления. Таким содержанием наполнена картина «Проселок», изображающая уходящую вдаль дорогу, борьбу света и тени, чистого неба и тяжелых туч, вызывающая какие-то таинствен­ные, неясные мысли об одиночестве деревьев, сто­ящих вдалеке, посреди бескрайнего поля, вдоль длинной проселочной дороги. Такие же глубокие мысли вызывают и душевная, теплая картина «Дворик» и многие другие работы художника.

Окунувшись в прекрасный, разнообразный и изменчивый, играющий разными красками зага­дочный, таинственный, героический или роман­тический, но такой живой и реальный мир при­роды, мы очень неохотно покидали выставку. Нам хотелось задержаться, сохранить в памяти каждую деталь, унести в сердце все те настрое­ния и эмоции, которыми переполнялось сердце во время созерцания шедевров русских мастеров-художников.

В этот день каждый из нас узнал что-то важ­ное, что-то новое для себя, открыл новые грани окружающего мира, принял какие-то решения, сделал выводы. Многие уходили с твердым наме­рением обязательно вернуться, продолжить это волшебное, возвышающее и одухотворяющее изучение. У кого-то остались вопросы, сомнения, у кого-то этих вопросов стало даже намного боль­ше, чем было раньше.

Мы по-другому взглянули на нашу жизнь, на жизнь окружающего нас мира, как никогда осознали неразрывную связь между природой и человеком, как никогда поняли, на­сколько наше существование является частью существования могущественного и волшебного пространства Земли.




На тему: В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ