На тему: ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПОРЫ

Стихотворение «Осень» А. С. Пушкин создает в 1833 году в Болдино. Теперь Болдинская осень вдвое короче, нежели три года назад, но по значе­нию она равнозначна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца поэт завершает «Историю Пу­гачева», «Песни западных славян», поэмы «Анд­жело» и «Медный всадник», начинает работу над повестью «Пиковая дама». Однако стихотворение в октавах «Осень», реалистически точно воссоз­дающее пробуждение в душе поэзии, явилось под­линным поэтическим апофеозом этой поры:

И забываю мир

— и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем…

Мне очень нравится весна, пробуждение при­роды после зимней стужи. Деревья украшаются первыми зелеными листочками, пробивается нежная трава. Ветер становится совершенно иным — теплым и ласковым; воздух наполняется духом обновления.

Это волшебство обновления наполняет душу, вызывая чувство радости и не­земного счастья.

Прочитав стихотворение А. С. Пушкина «Осень», я полностью поменял

представление об этой поре. Поэзия и красота живут во всем: и в студеной зиме, и в молодой бурной весне, и в цве­тущем лете, и в увядающей осени.

В первой же октаве легкими, но яркими штри­хами поэт создает прекрасный пейзажный набро­сок: наступил октябрь, «роща отряхает послед­ние листы с нагих своих ветвей», первый мороз сковал ледяными оковами пруд. Пейзаж сменя­ется размышлениями лирического героя о пре­имуществах той или иной поры года. Весна герою неприятна, оттепель скучна, «вонь, грязь — вес­ной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены». Зима более благодатная пора: белый искрящийся снег, скованные льдом водоемы, конечно же, веселые и разудалые зимние празд­ники.

Но сердце томится — за полгода снежное однообразие надоедает. Лето прекрасно, но серд­це томится и летом: зной, пыль, комары, мухи угнетают «душевные способности».

Иное дело поздняя осень, наполненная тихой красотой. Словно «нелюбимое дитя в семье род­ной к себе меня влечет» она. Трудно объяснить словами, почему влечет к себе поэтическую душу унылая осень, эта «чахоточная дева», знающая, что осуждена на смерть:

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Предчувствие смерти оставляет определенный отпечаток не только в человеческих душах, но и в явлениях природы.

Наиболее полно красоту осени раскрывает октава VII. «Унылая пора! Очей очарованье!» — неожиданное соединение противоположных по значению утверждений создает потрясающий эффект. Только поэт может в унылых природных проявлениях увидеть скрытое от не посвященных глаз очарование:

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса…

И в золоте леса, и в свежем дыхании ветра, и во мгле волнистой небес, и в редком луче солнца, и в первых морозах таится невидимая сила, про­буждающая желание жить, любить, творить. Привычное становится в такие мгновения люби­мым, сон слетает, кровь легко и радостно играет в сердце, закипают желания — все это дает Лири­ческому герою ощущение счастья и молодости.

Осенний день, наполненный незабываемыми впечатлениями, постепенно гаснет. В камельке зажигается огонь. Вечер, тлеющий огонь — пре­красное время для размышлений о сути жизни, поэтического вдохновения. В душе пробуждает­ся поэзия: «И мысли в голове волнуются в отва­ге, и рифмы легкие навстречу им бегут…»

Один из самых распространенных вопросов, обращенных к творческим людям: как вы созда­ете свои произведения, где находите источник творческого вдохновения?

Но, пожалуй, только А. С. Пушкин так точно и реалистично раскрыл особенности божествен­ного творческого процесса.




На тему: ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПОРЫ