На тему: ВОЙНА И МИР В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Известно, что по первоначальному замыслу Л. Тол­стой хотел назвать свой роман «Три поры». Однако в процессе работы над произведением его планы изме­нились. В окончательном варианте писатель остановил свой выбор на названии «Война и мир».

Под этим на­званием роман Л. Толстого получил широкую извест­ность и вошел в историю мировой литературы. Это на­звание наиболее полно отражает настоящее содержание романа и во многих отношениях является символичным.

В чем заключается символизм названия романа? О ка­кой войне и о каком мире

говорит Л. Толстой?

Как известно, роман открывается сценами в салоне Анны Павловны Шерер. И уже здесь, на первых стра­ницах произведения, герои говорят о войне. Еще не поздоровавшись со своим первым посетителем, князем Василием Курагиным, Анна Павловна говорит: «Ну, князь, Генуя и Лукка — поместья фамилии Бонапарте. Нет, я вам вперед говорю, если вы мне не скажете, что у нас война, если вы еще позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого Антихриста, — я вас больше не знаю, вы уж не друг мой…»

Л. Толстой как будто специально подчеркивает, что этот разговор между его героями происходит в июле 1805 года.

Именно в это время французский полководец и император Наполеон Бонапарт присоединил к Фран­ции Геную и Лукку — главные города итальянских ре­спублик. В ответ на эти действия против французского императора и его правительства была создана третья коалиция, в которую вошли Англия, Австрия, Россия, Швеция и Неаполитанское королевство.

Именно создание антинаполеоновской коалиции подразумевается в вопросе Анны Павловны Шерер о депеше Новосильцева и ответе ей князя Курагина: «Решили, что Бонапарте сжег свои корабли, и мы то­же, кажется, готовы сжечь наши».

Если внимательно отнестись к высказываниям Ан­ны Павловны по поводу политических действий евро­пейских государств, то можно понять, что уже в самом начале романа писателем намечено его главное содер­жание и изложен основной смысл. Мадам Шерер гово­рит: «Ах, не говорите мне про Австрию! я ничего не по­нимаю, может быть, но Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предает нас.

Россия одна должна быть спасительницей Европы… Нашему доброму и чуд­ному государю предстоит величайшая роль в мире, и он так добродетелен и хорош, что бог не оставит его, и он исполнит свое призвание задавить гидру револю­ции, которая теперь еще ужаснее в лице этого убийцы и злодея. Мы одни должны искупить кровь праведни­ка. На кого нам надеяться, я вас спрашиваю?..»

Далее Анна Павловна рассуждает об интересах тех государств, которые вместе с Россией вошли в коали­цию против наполеоновской Франции. Она и словом не упоминает о русской армии, которая по воле бездар­ных политиков вынуждена проливать кровь на полях Европы. Когда позже Наполеон вторгнется в пределы России, в своих салонных высказываниях Анна Пав­ловна будет молчать о русском народе, поднявшемся на борьбу с интервентами.

А ведь во многом именно политические игры бесталанных сановников, вхожих в ее салон, станут причиной этой интервенции.

По словам Анны Павловны Шерер, главная причи­на войны коалиции европейских государств против На­полеона — общее желание «задавить гидру револю­ции». Речь, конечно же, идет о Великой Французской революции. Как Отечественная война сломала «преж­ние условия жизни» в России, временно разрушила со­циальные перегородки и выдвинула на передний план главную силу исторического прогресса — народ, так Великая Французская революция разрушила «преж­ние условия жизни» и социальные перегородки не только во Франции, не только в Европе, но и во всем мире.

Народное восстание и штурм Бастилии 14 июля 1789 года стали моментом рождения нового мирового порядка, новой силы мирового исторического процес­са — буржуазии. Несмотря на различные интересы, в едином порыве против феодально-абсолютистского строя объединился французский народ — буржуазия, крестьянство и городское плебейство.

В качестве орудия установления нового мирового по­рядка и новых мировых отношений выступает Наполе­он. Он осуществляет свою диктатуру на средства круп­ных банкиров и буржуа и по их указанию, поэтому и на­зывает себя «часовым французской буржуазии».

Противниками Наполеона и, следовательно, защит­никами изжившего себя феодально-абсолютистского строя выступают Габсбурги и Ро­мановы. Однако весь ход собы­тий в романе указывает на то, что никакая сила в мире не сможет остановить истори­ческого прогресса. При определенных условиях его можно лишь задержать на короткое время. Вот почему потуги абсолютистского режима представляются тщетными и больше похожи на игру, чем на продуман­ные дальновидные действия.

Л. Толстой говорит об этом устами князя Андрея: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка.

А то война — это лю­бимая забава праздных и легкомысленных людей… Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбле­ние их или воровство для продовольствия армии; об­ман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, то есть дис­циплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то — это высшее сословие, почитаемое всеми.

Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, да­ют большую награду».

Таким образом, в понимании и трактовке Л. Тол­стого, война — это «распадение прежних условий жиз­ни». Из них возникают новые отношения людей и их новое самочувствие, имеющее творческое начало: в са­мом горниле войны созидается мир — в том особом значении, которое это слово получило в романе Л. Тол­стого. На совсем иной основе, невозможной до войны и после нее, созидаются новые отношения между людьми.

Такие отношения, которые должны бы быть всегда, — «общая жизнь», человеческое единство во имя простой и ясной, не разделяющей разных людей, но связующей их задачи.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


На тему: ВОЙНА И МИР В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»