На тему: ВОПЛОЩЕНИЕ ЛУЧШИХ НАРОДНЫХ КАЧЕСТВ В ОБРАЗЕ ВАСИЛИЯ ТЕРКИНА

Еще за несколько лет до создания «Василия Теркина» А. Т. Твардовский, обдумывая свой за­мысел, записал в дневнике: «Главное в том, что никто за это дело не возьмется, а если возьмется, то не сделает так, как это сделаю я, если все пой­дет по-хорошему…

При удаче это будет ценнейший подарок ар­мии, это ее любимец, нарицательное имя. Для мо­лодежи это должно быть книжкой, которая де­лает любовь к армии более земной, конкретной… Одним словом, дай бог сил!»

Слова А. Т. Твардовского оказались пророче­скими. Ему удалось создать образ

солдата, кото­рый стал любимцем читателей и воплощением лучших народных качеств. Надо учесть, что про­изведение создавалось в страшные, роковые годы для нашей страны, — в разгар войны.

В этой свя­зи книга имеет своеобразную структуру: каждая глава представляет собой в определенной мере законченное самостоятельное целое. Ведь писа­тель мог обещать бессмертие своему герою, а бес­смертие читателю, главному в ту пору — фронто­викам — не мог и не брался.

В описании главного героя подчеркиваются его простота и неброская внешность:

Красотою наделен Не был он отменной,

Не высок, не то чтоб мал,

Но

герой — героем.

«Просто парень сам собой он обыкновенный», как и все остальные солдаты, мог спать на сырой земле, голодный или сытый, в одиночестве или в окружении спящих товарищей. Сон был един­ственным моментом, когда можно было забыть о том, что смерть подстерегает на каждом шагу.

На протяжении всей книги Теркин остается в живых поистине чудом. Идя вместе с ним из гла­вы в главу, читатель видит, как он последователь­но проходит через все те испытания, которые вынес народ на войне. При этом Теркин не уны­вает, восхищая своим жизнелюбием и жизне­стойкостью. Он бесстрашно переплывает ледя­ную реку с единственной целью — попросить об огневой поддержке для обеспечения переправы.

Он смело забирается в погреб, обустроенный нем­цами. Там оказывается лицом к лицу с против­ником, жестоким и беспощадным. В неравной схватке Теркин ранен. Выхода нет, но наш герой сдаваться не собирается:

На полу в холодной яме Неохота нипочем Гибнуть с мокрыми ногами,

Со своим больным плечом.

Целые сутки истекает кровью раненый боец, дожидаясь помощи. Он, подобно миллионам сол­дат, проходит через ад окружения и выбирается из этого ада, чтобы снова воевать. Тяжело пере­живает неизвестность о происходящем на родной земле, где он родился, где оставались его близ­кие. Теркин разделяет всю силу душевного тер­зания своего товарища, переживающего страш­ную тяжесть свидания и расставания с женой и детьми, которых приходится оставить на волю врага, потому что сделать иначе нельзя, потому что надо уйти, чтобы воевать дальше. Вспомина­ется эпизод с гармонью.

На стоянке танкист дает Теркину гармонь, принадлежавшую убитому ко­мандиру. Как известно, гармонист был душой праздников и застолий в деревне, но и на войне, услышав гармонь, все спешат к гармонисту:

И забыто — не забыто,

Да не время вспоминать,

Где и кто лежит убитый,

И кому еще лежать.

Уставшие бойцы с радостью и задором начи­нают танцевать. Шутки, прибаутки, поговорки сыплют под ноги разудалые плясуны:

А гармонь зовет куда-то,

Далеко, легко ведет…

Куда вела гармонь солдат, танцующих в ва­ленках на снегу? Конечно, домой, в мирное уют­ное гнездо. Теркин способен не только веселить фронтовых друзей шутками-прибаутками, уда­лым весельем в часы отдыха.

Отношение к жизни и смерти, к врагам и то­варищам, к своему долгу, присущее Теркину, де­лало его человеком, который и в солдатском зва­нии способен стать комиссаром десятка бойцов. Он выполняет очень важную роль, возможную только для самого сознательного человека.

Чувствуя ответственность перед родиной, Тер­кин не может спокойно отдыхать, пока его земля находится в руках чужеземцев. Оказавшись в теплой избе, которая в представлении солдат была раем, Теркин с трудом усваивает «правила поведения»: «спать в сухом тепле постельном, спать в одном белье нательном», есть со стола, не бегать на кухню с котелком, не корежить хлеб штыком, не прятать ложку за голенище. Долго он не может уснуть в теплой постели, от чистоты которой по коже проходил озноб, пока товарищи не пояснили: «поначалу наши нервы спать без шапки не дают».

Душевное тепло, жизнелюбие и жизнестой­кость, ответственность, чувство долга и чести, смелость, мужество — все эти качества в равной степени обеспечили Василию Теркину любовь читателей и бессмертие. А жизненная установка Теркина может каждому из нас сослужить доб­рую службу в трудную минуту:

…Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы — не помрем,

Срок придет — назад вернемся,

Что отдали — все вернем.




На тему: ВОПЛОЩЕНИЕ ЛУЧШИХ НАРОДНЫХ КАЧЕСТВ В ОБРАЗЕ ВАСИЛИЯ ТЕРКИНА