На тему: Воспоминание о будущем

Уж так устроен человек, что один из главных занима­ющих его вопросов — вопрос «Что будет?». Каким будет будущее — светлым, мирным, счастливым, полным без­заботной радости и детского смеха или, наоборот, чер­ным, горьким и безрадостным?

Подобные вопросы вряд ли предполагают точные од­нозначные ответы. Ведь будущее отделено от нас непре­одолимой стеной времени. Издревле человек стремился пре­одолеть время и заглянуть в свое «завтра».

Но можно ли предугадать пути развития человечества?

Страстное желание заглянуть за

завесу времени прису­ще уже писателям античности. Например, стремление к микропорядку, в котором все зависело бы от всеведущей власти, древнегреческий философ Платон воплотил в сво­ем труде «Государство». Основной идеей этого сочинения стала идея о создании идеального политического строя.

Платон считал, что существование человека невозможно вне общественно-политической жизни.

Описанное Платоном государство состоит из трех со­словий: правителей, стражей и трудящихся — крестьян, ремесленников, торговцев и т. д. У каждого сословия есть свой круг занятий и представители каждого из сословий должны в совершенстве

владеть своим мастерством: правители-философы — управлением, стражи — охраной го­сударства от внешних и внутренних врагов, а крестьяне и ремесленники — производством материальных благ для себя и для первых двух сословий.

Каждому сословию соответствуют свои этические доб­родетели: правителям-философам — мудрость, стражам — мужество, крестьянам и ремесленникам — послушание. Гар­моничное сочетание деятельности сословий и их доброде­телей создает справедливый государственный строй. Госу­дарственному строю и идее справедливости соответствует человеческая душа, состоящая из трех частей: разумной, вожделеющей и растительной.

Чтобы искоренить корыс­толюбие и алчность, Платон предлагал ликвидировать част­ную собственность.

Платон даже попытался воплотить свою идею в жизнь в Сиракузах на Сицилии. Однако из затеи ничего не вы­шло, и философ разочаровался. Под конец жизни он напи­сал книгу «Законы», где изобразил полицейское казармен­ное государство, которое принуждает людей быть счаст­ливыми против их воли.

После Платона самыми известными утопистами были Т. Мор, Т. Кампанелла и Ф. Бэкон.

В «Золотой книге, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» Т. Мор воплотил свой идеал общественного устрой­ства, якобы осуществленный на фантастическом острове, расположенном на западе в океане.

Об острове в книге рассказывает вымышленный путе­шественник Рафаил Гитлодей. На придуманном Мором ос­трове Утопия идеальные социальные порядки основаны на общественной собственности, на полном социальном и по­литическом равенстве, распределении жизненных благ по потребности и всеобщей обязанности трудиться. Все жите­ли острова в обязательном порядке занимаются ремеслами и земледелием.

Основной хозяйственной и общественной организацией является семья, возглавляемая старейшим. Все продукты, произведенные семьей, сдаются на об­щественные склады, откуда каждая семья получает их по потребности. Рабочий день длится 6 часов, а все свободное время жители Утопии могут посвящать изучению различ­ных наук. В современной мировой литературе существует большое количество произведений, в которых авторы пытаются заглянуть в будущее.

Это Замятин и Хаксли, Оруэлл и Платонов, Лем и Бредбери, Ефремов и братья Стругацкие. Многие из них не могут не показаться доста­точно пессимистичными, вызывающими страх. Успокаива­ет понимание, что мы в ответе за нашу Землю, за нашу страну, за наше будущее. А для того, чтобы грозный Апо­калипсис Иоанна Богослова не стал явью, лейтмотивом на­шей жизни должно стать созидание, а не разрушение.

Тогда в своем стремительном полете сквозь пространство и время наша голубая планета наверняка не превратится в космический «Летучий Голландец», вечно несущийся в просторах Вселенной.




На тему: Воспоминание о будущем