На тему: Время и Мы

Современный человек живет в стремительном времени. И ему часто очень сложно вырваться из этого бурного потока. У него порой нет времени на то, чтобы осмыслить настоящее.

Жизненный темп настолько велик, что совре­менному человеку даже некогда подумать о будущем. Меж­ду тем, не зря говорят, что если ты не думаешь о своем будущем, у тебя его никогда не будет. Ведь будущее слагается и зреет в настоящем.

Что же такое «время» и «мы»? Какие отношения суще­ствуют между нами? Какое значение имеет для нас про­шлое, настоящее и будущее?

Как

они влияют на нас?

В одном из своих стихотворений поэт В. Маяковский написал: «Паше время трудновато для пера». Возможно, он был прав. Но В. Маяковский был футуристом. А у футу­ристов мы скорее найдем отрицание всяческих традиций и авторитетов, чем поэтизацию связи времен и поколений.

Трудно не согласиться с поэтом лишь в одном: о себе и о своем времени писать и говорить действительно трудно. Для того чтобы как можно более объективно оценить день сегодняшний, надо четко представлять себе свое место в мире, уметь посмотреть на себя и на все, что тебя окружа­ет, со стороны. А это непросто.

В произведениях

русской литературы основным ком­понентом является не время, а пространство. Время в рус­ском национальном космосе всегда вторично. Есть, конеч­но, и некоторые исключения.

Например, роман Б. Пастер­нака «Доктор Живаго». Мне кажется, что главный герой здесь как раз время, потому что поступки и характеры героев определяются именно им. Автор описывает револю­ционные события во всей их обнаженной сложности, в острой борьбе старого мира с новым.

И в этом расколотом времени живет, страдает, мучается главный герой.

Живаго не вмешивается в ход событий, он как бы плы­вет по течению революционного времени — мощному, стре­мительному. Революция перевернула его жизнь. Старый, привычный мир рухнул, а в новом он так и не нашел для себя места.

Но в революционном вихре Живаго сумел со­хранить чистой душу.

Революционная эпоха отражена в творчестве многих рус­ских писателей. Одни из них выступали в качестве стро­гих и беспристрастных летописцев. Понимая историческую значимость момента, они пытались запечатлеть хронику бурных событий.

Другие, как М. Булгаков, анализировали ситуацию, стремились ответить на вопрос: как такое могло произойти? «Белая гвардия», «Бег», «Собачье сердце» — вот далеко не полный перечень произведений писателя, где «в терновом венце революции» переплетаются судьбы героев. Взять хотя бы повесть «Собачье сердце». В силу своего воспитания и образования профессор Преображен­ский не признает пролетариат.

Ему претит идеология тол­пы, основное оружие которой не разум, а слепая ярость, разрушающая все вокруг себя. Несмотря на это, он соб­ственными руками создает Шарикова, в образе которого, словно в зеркале, отражается вся уродливость нового вре­мени и карикатурность новых хозяев страны и жизни. Не­воспитанность, хамство, торжествующее невежество, не­удержимое стремление к разрушению и отрицание всего, что было достигнуто Россией, — все это обрело в обра­зе Шарикова сатирическое звучание.

Шариковы захватили власть. Но они не бессмертны. Их можно победить если не силой, то разумом.

Профессор Преображенский вступает в схватку со временем, обращает его вспять и снова превращает Шарикова в безобидную дворнягу.

«Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал русский поэт А. Кушнер. Да, на время бесполезно жаловаться. Мы приходим в этот мир, и главное — не потеряться в нем, суметь достойно вынести все, что предназначено нам судьбой.




На тему: Время и Мы