На тему: Второстепенные образы в романе «Евгений Онегин»
Няня Татьяны не переступает пределов старины, что естественно для крепостной крестьянки и оценивается положительно, хотя в целом почти нейтрально. Зато в случае с Зарецким оценка старины резко колеблется. Под видом иронической похвалы перед нами, несомненно, разоблачительное порицание. «Растянуть… в строгих правилах искусства» означает прежде всего педантическое стремление блюсти правила дуэльного кодекса, который, впрочем, никогда не был канонизирован в России.
Но «растянуть… по всем преданьям старины» может означать
Что касается Ленского, то его связь с оппозицией «мода»-«старина» иная, чем у трех главных персонажей. Может быть,
Именно поэтому он поначалу видится вне «моды», и ему принадлежит сентенция, которую, однако, нельзя понимать в прямом смысле. Наивное сознание Ленского не первозданно. Он, не сознавая того, воспроизводит усвоенный им в «Германии туманной» сентиментальный идеал с его опоэтизированной патриархальностью. «Старина» Ленского вторична, она плод увлеченного умствования, а не органического единства с фундаментальными основами бытия. Отсюда возникает возможность частичного сближения Ленского с московскими обывателями, чем подсвечивается модус его сниженной судьбы.
Московское общество таково, что Именно «старый образец», а не «старина». Полукультурные московские дворяне столь же далеки от настоящей моды, как и от истинной старины.
Стихия моды — неуправляемая изменчивость, сфера старины — устойчивая неизменность. Что лучше? Сам Пушкин остановился перед этой антиномией, записав в год окончания работы над «Онегиным» : «Устойчивость — первое условие общественного блага. Как она согласуется с непрерывным совершенствованием?» *. В непротиворечивой теории примирить эти крайности действительно трудно. Но в поэзии они легко могут составить амбивалентную антитезу, в которой отождествляется, не снимаясь, обновление и постоянство.
Так и в пушкинском романе.
Несколько замечаний о последнем инварианте: «выговаривание» — «умолчание». Кроме постоянной тематики, он представляет собой важный жанрово-структурный фактор. С точки зрения тематики весьма существенны в тексте многочисленные указания на молчание героев, что тесно связано с универсальным.
Молчание, тавтология, невнятица — традиционные способы означения бытия в его сверхэмпирической запредельности. Условность романтических монологов в «Онегине», когда слушатель во время их длительного произнесения не отвечает ни единым словом, безусловна в онтологическом смысле. В двух свиданиях Онегина и Татьяны всегда более прав молчащий: он ближе к абсолютному уровню универсума.
Перед началом монолога герои подолгу молчат, что в обоих случаях оговорено автором:
Минуты две они молчали, Но к ней Онегин подошел И молвил… Проходит долгое молчанье, И тихо наконец она…
Как известно, в романе персонажи вообще мало говорят. В лучшем случае об их разговорах осведомляет автор. Немногословие Татьяны — едва ли не главная ее черта.
Говорлив только автор, но он — рассказчик. Тем не менее в его распоряжении имеются разнообразные способы поэтического умолчания.
Ø Основные жанровые признаки «Онегина»: внефабульность, фрагментарность и многочисленные «пропуски», которые Ю. Н. Тынянов назвал «поэтическими эквивалентами текста» *. «Пропуски» фабульных ситуаций, строф и глав, «подчеркнутое отсутствие в «Онегине» «начала» и «конца» в литературном смысле этих понятий» * придают роману, с одной стороны, черты открытости и незавершенной перспективы во времени, а с другой — что еще важнее — погружают роман и его смысл в глубины метатекста, соединяя с безвременностью и невысказываемостью универсума. Молчание в «Онегине», вплоть до строфических и строчных пауз на переносах, можно интерпретировать как специально организованную Пушкиным структуру, которая на уровне текста косвенно выявляется в пробелах стихов и прозы. В этом смысле «Онегин» написан стихами, прозой и значимой «пустотой». Нам предлагается прочесть его так же, как это делал сам Евгений:
Сродни сферическому построению романа и концепция о «расщепленной двойной действительности, в которой миры автора и героев как бы слегка выдвинуты друг из друга, демонстрируя неразделенность и неслиянность творца и творения. Так, эстетическое переливается в онтологическое, поэтическое символизируется и предстает универсальным, и даже сама расплывающаяся граница между областями, на расчленение которых потрачено столько интеллектуальных усилий, оказывается в этом случае весьма кстати.
На тему: Второстепенные образы в романе «Евгений Онегин»