На тему: Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев

Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву»

«Путешествие из Петербурга в Москву» является наиболее известной книгой Александра Николаевича Радищева, созданию которой он посвятил около десяти лет. Помимо этого труда, он написал ряд философских трактатов, стихотворений и поэм. Однако именно это произведение оказало сильное влияние на жизнь самого писателя.

Сразу после публикации, он был осужден за вольнодумие и за призыв крестьянских мужей к восстанию. По этой причине А. Н. Радищев считается легендарной

фигурой своего времени. Он одним из первых раскрыл социальные проблемы русского народа и ввел радикальный гуманизм.

Его произведение было по достоинству оценено лишь в начале XX века, когда литераторы-марксисты вслед за Лениным увидели в Александре Радищеве основоположника социализма. У современников эта книга вызывала резкую критику. Так, например, А. С. Пушкин назвал ее «посредственной», а просторечия, встречающиеся в тексте — «варварским слогом». В качестве эпиграфа к своей книге Радищев использовал стихотворение Тредиаковского, в котором описываются мучения порочных людей в загробном мире.

Под

словом «чудовище» в эпиграфе писатель подразумевал существующий самодержавно-крепостнический строй в России того времени.

Желая красочно передать всю правду о недостатках страны, Радищев использовал художественное слово как оружие против царящего зла. В процессе путешествия нам встречаются люди самых разных слоев общества в различных городах и селениях. Однако везде царит хаос, беззаконье и административный произвол. Помещики и чиновники превышают свои полномочия, продают своих крепостных за тарелку устриц или новую карету, и вообще не считают их за людей.

Художественного своеобразие произведения проявляется именно в форме повествования, которую выбрал автор. Это путевые заметки одного Путешественника, следующего из Петербурга в Москву. Каждая новая глава — это город, в котором останавливается главный герой.

Несмотря на то, что фрагменты глав разрозненные и никак между собой не связаны, их объединяет одна идея — обличить несправедливое отношение помещиков к крестьянам и показать несостоятельность правящих кругов. В каждом городе путешественник встречает новых людей, которые рассказывают про свои проблемы. Как правило, все эти люди обездоленные крестьяне, страдающие от жестокого обращения хозяев. Иногда встречаются и порядочные помещики. Однако они сами ничего не могут поделать, так как не могут пойти против всего строя.

Поэтому автор призывает к революции.

А. Н. Радищев в своем произведение также упоминает всеобщее просвещение как решение всех бед в стране. В конце книги он размышляет о Ломоносове, так как этот великий ученый всегда стремился к знаниям и оказал немалое влияние на русскую словесность и литературу. Появление оды «Вольность» и «Слова о Ломоносове» в произведении вызвало лишь недоумение у литераторов.

Однако основной целью автора было показать роль просвещения в обществе. По мнению Достоевского стиль писателя был очень схож с французскими просветителями. Несомненно одно: А. Н. Радищев оставил свой след в русской литературе как истинный гуманист и философ.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


На тему: Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев