На тему: Зарождение патриотической темы В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Начало истории русской литературы самым тесным об­разом связано с принятием христианства. Именно после крещения на Русь пришла письменность и грамота. Поэто­му первые произведения древнерусской литературы тесно связаны с Библией. Это были библейские комментарии, молитвы и жития святых.

Доля светской литературы была совсем незначительной. Большинство литературных про­изведений по-прежнему имело церковно-религиозный ха­рактер. Но уже во многих из них к религиозному содержа­нию начинала прибавляться

светская тематика. Ведь лите­ратура не могла избежать тех изменений, которые проис­ходили в общественной жизни и общественном сознании.

А знаменитые средневековые сборники рассказов о живот­ных «Физиологи», древнейший научный трактат по мате­матике и астрономии «Учение о числах» Кирика Новгород­ца, «Поучение» Владимира Мономаха и другие с полным правом можно отнести к светской литературе.

Несмотря на церковно-религиозное содержание первых произведений, тема патриотизма, идея защиты, сохране­ния и приумножения родной земли довольно рано возни­кает в древнерусской литературе. Основной вопрос,

кото­рый ставит перед собой и своими читателями первый лето­писец, — «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и с коих пор известна Русская земля» — предполагает наличие патриотического чувства. Именно в «Повести временных лет» возникают три боль­шие идеи, которые явно или скрыто будут соперничать на протяжении всей последующей русской и российской истории: приверженность к Земле-Отечеству, услужение

Власти и стремление к личному благополучию, не зави­сящему ни от Отечества, ни от Власти.

Открытый действенный патриотизм проповедует неиз­вестный автор «Слова о полку Игореве». Соединение идеи княжеского единовластия с широким пониманием понятия «Русская земля» является отличительной чертой его поли­тического мышления. Русская земля у автора не ограничи­вается только Киевом, Черниговом или Новгородом-Северским.

Она включает в себя и другие древнерусские княже­ства. В этом и находит свое яркое отражение патриотическое сознание автора произведения. В его трактовке именно Русская земля в широком понимании является истинным героем «Слова о полку Игореве». И именно в создании об­раза Русской земли автор поднимается до необычайного мастерства.

В созданном им образе родины ощущается нео­быкновенный темперамент, чувство страстной любви и пре­данности. Этот образ пронизывает все произведение и оду­хотворяется через единение человека и природы.

В исключительности патриотического чувства автора со­держится великая правда. Ее смысл заключается в том, что народ, как и любой отдельный человек, имеет вечное назначение. Народ, вся Русская земля должны стать глав­ной и незаменимой формой для совершенной полноты жиз­ненного содержания.

Патриотизм автора «Слова» раскрывается через обра­щение к исторической правде. Недаром уже во вступле­нии он заявляет, что не собирается ничего приукраши­вать или замалчивать, подражая вещему Бояну. Поэтому и темой для своего патриотического призыва он избирает не одну из великих побед русского оружия, а страшное по­ражение.

Автор смотрит в глаза суровой действительности прошлого и настоящего и видит Русскую землю, которая страдает от вековых усобиц князей и опустошительных набегов степных народов.

И тогда автор возлагает на себя обязанность будителя и просветителя человеческой памяти. Ведь чтобы его выс­шая правда не превратилась в пустой звук, ненужную пре­тензию, нужно изъявительное наклонение патриотическо­го чувства: «я люблю свою Родину», — изменить на повели­тельное наклонение патриотического долга: «помогай Ро­дине в сознании и исполнении ее высшего предназначе­ния». Следуя избранным принципам, он в порядке стар­шинства обращается к русским князьям Рюриковичам и призывает их вспомнить о долге перед Родиной.

Он требу­ет от них защитить «достояние Даждьбожа внука» — Рус­скую землю от опустошительных набегов степняков.

Но у автора «Слова» были непосредственные предше­ственники и современники, обладавшие ярким литератур­ным талантом. Это Владимир Мономах, Климент Смолятич и Кирилл Туровский. Ближе и понятнее автору «Слова о полку Игореве» были идеи и взгляды Владимира Моно — маха, изложенные в его «Поучении».

Мономах писал о том, что с властью возрастает ответственность, а потому призывал князей быть справедливыми. По его мнению, в основе правосудия должна быть «правда» — закон. Он выражал идею защиты «убогого человека» и завещал: «Не позволяйте власть имущим погубить человека». В понятие «правды» Мономах включал также требование о недопус­тимости смертной казни, потому что любой человек имеет право на срок жизни, отпущенный Богом.

Казнь — это убийство и преступление перед Богом.

Значительное место в «Поучении» Мономах отводил по­следствиям княжеских усобиц. Усобицы приводят к вой­нам, гибели и разорению смердов, что ослабляет Русскую землю. В противовес удельно-церковной формуле: «каж­дый пусть держится своей вотчины», он выдвинул призыв: «отныне соединимся в единое сердце и блюдем Русскую землю».

В произведениях церковных писателей Климента Смолятича и Кирилла Туровского через аллегорическое истол­кование происходит превращение сверхъестественного в нечто доступное умственному познанию. Климент Смолятич, например, делал вывод, что для познания Бога нуж­но обращаться к природе. Вопреки церковным взглядам, он защищал мирского человека и был сторонником чувствен­ного познания.

Он считал, что ум дан человеку для разуме­ния природной сообразности.

Зарождение светских элементов в общественном миро­воззрении прослеживается и в произведениях Кирилла Ту­ровского. Это и суровое осуждение претензий духовен­ства на имущество, власть и славу, и идея причастности Бога к мирской жизни, и выработка моральных критериев жизни и деятельности светского человека. Эти и другие положения становились духовными зернами, которые за­тем прорастали чувством действенного патриотизма в душе русского человека.




На тему: Зарождение патриотической темы В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ