На тему: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с тради­ционными литературными жанрами и стилями, «Недоросль» является глубоко новаторским про­изведением. Своеобразие комедии Фонвизина проявляется и в языке, и в оригинальности со­зданных автором образов, и в многообразии тем, и в злободневной проблематике.

Но в первую оче­редь новаторство писателя выразилось в самом жанре произведения.

«Недоросль» — первая социально-политичес­кая комедия на

русской сцене. В ней соединились яркие правдивые картины жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветитель­ских идей об обязанностях правительства. Осме­яние помещичьих нравов, тупости, трусости со­седствует здесь с гневным обличением пороков самодержавного строя.

Благодаря умелому ис­пользованию многочисленных художественных приемов, автору удалось превратить усадебный уголок поместного дворянства в общественную трибуну и с помощью иронии и сарказма осудить с этой трибуны «злонравия достойные плоды».

В литературных произведениях, относящих­ся к концу XVIII века, проблема взаимоотноше­ний

человека и общества поднималась неоднок­ратно. Но если главной задачей писателей-классицистов было создание конкретных черт харак­тера и демонстрация проявления этого характе­ра в существующих социальных условиях, то Фонвизин ставил перед собой совершенно другую цель. Он стремился выявить роль обстоятельств в жизни человека и общества, раскрыть сам про­цесс формирования характера. При этом каждый его персонаж имеет свое, индивидуальное лицо, свою историю, свою судьбу. Рисуя типичные об­разы помещиков, писатель в то же время наделя­ет всех героев яркими отличительными чертами.

Он показывает многообразие человеческих ха­рактеров и судеб, разницу не только между клас­сами и сословиями, но и между отдельными пред­ставителями одного класса.

Так в комедии «Недоросль» появляются злоб­ная и жестокая Простакова и хитрый, наглый Скотинин; униженный, но не сломленный, на­родный умелец Тришка, гордый учитель Цыфиркин и рабски преданная жестоким хозяевам слу­жанка Еремеевна; осуждающий злоупотребления помещиков, гордящийся своей должностью Ста­родум и живущий только по велению сердца, стремящийся к исключительной справедливости Правдин.

Все эти герои обладают не только индивиду­альными чертами характера, но и своим собствен­ным, отличным от других персонажей языком. В области комедийного языка Фонвизин совер­шил настоящий переворот. Речь его героев тесно связана со спецификой образа. «Скот», «мошен­ники», «канальи», «воры», «скверная харя», «со­бачья дочь» — вот типичные выражения озверев­шей крепостницы Простаковой. «Индо пригну­ло дядю к похвям потылицею» — наглядный при­мер народной речи, характерной для крестьян. «Я те бельмы то выцарапаю…

У меня и свои заце­пы востры!» — угрожает Еремеевна Скотинину. «Тщетно звать врача к больным неисцельно», — подобными афоризмами наполнена речь Староду­ма, наиболее приближенная к книжному слогу. Правдин широко использует в своем языке кан­целяризмы, а для Софьи и Милона характерны сентиментальные обороты: «тайна моего сердца», «таинство души моей».

Комедия «Недоросль» — многотемное и много проблемное произведение, в котором автор под­нял самые злободневные вопросы: о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, о несправед­ливости крепостного права, о воспитании, о фор­ме государственной власти. Все эти темы нераз­рывно связаны между собой и взаимообусловле­ны. Таким образом, писатель впервые в русской литературе показал не одну сторону жизни обще­ства, а саму жизнь, во всей ее сложности и про­тиворечивости. Его герои делятся не только на положительных и отрицательных. В комедии представлены и персонажи, обладающие и теми и другими чертами: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман, Еремеевна.

К тому же, в отличие от предшественников, Фонвизин окружает своих героев их привычной обстановкой, сохраняет все традиции и обычаи их жизни. Хотя мы и не ви­дим здесь специального описания бытовой обста­новки, но подробности быта незаметно, сами со­бой проступают из каждой сцены. Примерка каф­тана, подготовка к «сговору», учебные занятия Митрофана — все это типичные черты русской дворянской жизни XVIII века.

Высмеивая дворянство, писатель не только показывает его пороки, как это делалось и до него, но вскрывает сами причины этих пороков. В первую очередь, он касается здесь вопроса про­свещения, которому отводит немаловажную роль в развитии как отдельной личности, так и всего общества. Общество, по мнению автора, создано для мыслящих, просвещенных людей, уважаю­щих законы и помнящих о своем долге. Но мно­гие дворяне в умственном и гражданском разви­тий стоят так низко, что их можно сравнить толь­ко с животными. Именно поэтому госпожа Про­стакова все время сравнивается с собакой, даже сама о себе говорит: «Слыхано ли, чтоб сука ще­нят своих выдавала?» или: «Ах я, собачья дочь!» В образе же Скотинина постоянно просматривают­ся сравнения со свиньями: «Люблю свиней… — признается он, — а у нас в околотке такие круп­ные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целою головою».

А своей сестре, Простаковой, он говорит: «Нет, сестра, я и своих поросят завести хочу». Так же приравнивается к животным и Митрофан: «Аз есмь скот, — читает он по часос­лову, — а не человек».

Анализируя жанр произведения Фонвизина, Г. А. Гуковский называл его «полукомедией, полудрамой». И действительно, комедия «Недо­росль» содержит в себе многочисленные черты западноевропейской «мещанской» драмы. Сам писатель указывал, что видит во французской комедии «возможную степень совершенства», и, соединив ее с русской драмой, он сумел создать совершенно неповторимое и оригинальное произ­ведение, в котором просматриваются трогатель­ное, комическое и моралистическое начала. Выс­меивая пороки помещичьего класса, автор показывает глубоко трагическое крушение человечес­ких отношений, разрушение самого института семьи, где у детей отсутствуют какие-нибудь при­знаки уважения и любви к родителям.

Показы­вая отношение Митрофана к матери, драматург стремится вызвать у зрителей даже некоторую жалость к жестокой и своенравной помещице Простаковой.

Художественное своеобразие «Недоросля» не укладывалось ни в рамки классицизма, ни тем более в рамки сентиментально-романтического направления. Здесь прослеживается поиск иных, совершенно новых, неизвестных до тех пор прин­ципов и приемов создания художественного про­изведения. Картины объективной действительно­сти в широком ее охвате, создание типических и в то же время индивидуальных образов, живой, социально и психологически мотивированный язык действующих лиц — все это свидетельство­вало о начале формирования нового направления в литературе — критического реализма.

Комедия Фонвизина явилась значительным этапом в истории русской драматургии. Именно с нее началось развитие русской общественной комедии. А созданные автором яркие, колорит­ные образы стали нарицательными и пережи­ли свое время.

Историческое значение произведе­ний Д. И. Фонвизина наиболее точно определил А. С. Пушкин, назвав великого драматурга «са­тиры смелым властелином», «другом свободы». До последнего дня писатель сохранял верность выбранному пути, продолжал поиски новых тем, образов, жанров, чтобы с их помощью донести до людей основные причины упадка и деградации об­щества.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


На тему: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»