На тему: Женские образы у Пушкина

Литература, как правило, идеализирует женщину. Русская литература — в особенности, потому что русский писатель наблюдает в жизни слишком мало высокого и прекрасного, и его извечный порыв к идеалу естественным образом обраща­ется на это прекрасное божье создание. «Мерило цивилиза­ции, — писал М. Горький, — есть способ отношения к жен­щине». Русская литература в этом смысле представляет собой высокую ступень цивилизации.

Образ женщины в литературе неодинаков в лирике, с од­ной стороны, и в прозе и драматургии — с другой. При

неко­торых общих чертах сходства эстетически он выполняет в разных родах литературы разную функцию. Начнем с образа женщины в эпосе и драме.

Тяготение русской литературы к идеа­лу отчетливо выразилось в создании женских образов. В подав­ляющем большинстве случаев образ женщины — критерий оценки героя, а любовь — проверочная для него ситуация. В сис­теме реалистической литературы XIX века трудно было создать идеального героя-мужчину: даже лучшие из них обнаруживали в себе неискоренимые пороки и недостатки, из которых главным было неумение активно и полезно действовать.

От женщины же этого не требовалось,

ее задача — не столько действовать, сколь­ко переживать, оставаться на высоте идеала не столько в действии, сколько в своем духовном мире. Поэтому так часто положи­тельный герой русской литературы — женщина.

В частности, у Пушкина мы наблюдаем отчетливую тен­денцию видеть в женщине нравственный идеал и образец. На фоне, скажем, такого противоречивого и неустойчивого ха­рактера, как Онегин, Татьяна поражает цельностью своей натуры, а главное, тем, что она воплощает в себе подлинный русский национальный характер, идеал народной нравствен­ности. Способная «любить не шутя», она в то же время остается верна прежде всего христианскому долгу и, продолжая любить Онегина в конце романа, все же не может ответить на его вспыхнувшую страсть, потому что связана нерушимым словом, данным мужу: «Но я другому отдана, / Я буду век ему верна».

Достоевский видел в этом ответе Татьяны выражение истинно русского духа, проявление мышления русского пра­вославного человека, который не может построить свое сча­стье на несчастье другого. Это то, чего не понимает, кажется, Онегин: счастье — не высшая ценность в этой жизни, выше него честь, совесть, нравственный покой, внутренняя свобода. . Любовь к Татьяне становится пробным камнем для Онегина. Если в деревне, после признания Татья­ны он, хотя и был глубоко тронут, не смог откликнуться на ее чувство, то в конце романа его холодность сломлена. В пер­вом случае мы видим действительно «охлажденный ум», ко­торый не может поколебать ничто, и догадываемся о глубине его «хандры». Во втором — в известном смысле радуемся за героя, потому что выясняется, что его сплин не беспределен, что он еще способен возродиться для жизни.

Но Онегин еще не способен подняться на ту высоту нравственного чувства, с которой смотрит на мир Татьяна: ему мало любить, ему нужно обладать, в чем сказывается глубокий и неистребимый эгоизм героя. В сопоставлении с «героем времени» Татьяна безуслов­но выигрывает в нравственном отношении, и именно ока ста­новится положительным героем не только романа, но и всего пушкинского творчества. Подобны Татьяне и другие женщи­ны в пушкинских произведениях — Маша Троекурова, Маша Миронова.




На тему: Женские образы у Пушкина