На тему: Женские образы у Пушкина
Литература, как правило, идеализирует женщину. Русская литература — в особенности, потому что русский писатель наблюдает в жизни слишком мало высокого и прекрасного, и его извечный порыв к идеалу естественным образом обращается на это прекрасное божье создание. «Мерило цивилизации, — писал М. Горький, — есть способ отношения к женщине». Русская литература в этом смысле представляет собой высокую ступень цивилизации.
Образ женщины в литературе неодинаков в лирике, с одной стороны, и в прозе и драматургии — с другой. При
Тяготение русской литературы к идеалу отчетливо выразилось в создании женских образов. В подавляющем большинстве случаев образ женщины — критерий оценки героя, а любовь — проверочная для него ситуация. В системе реалистической литературы XIX века трудно было создать идеального героя-мужчину: даже лучшие из них обнаруживали в себе неискоренимые пороки и недостатки, из которых главным было неумение активно и полезно действовать.
От женщины же этого не требовалось,
В частности, у Пушкина мы наблюдаем отчетливую тенденцию видеть в женщине нравственный идеал и образец. На фоне, скажем, такого противоречивого и неустойчивого характера, как Онегин, Татьяна поражает цельностью своей натуры, а главное, тем, что она воплощает в себе подлинный русский национальный характер, идеал народной нравственности. Способная «любить не шутя», она в то же время остается верна прежде всего христианскому долгу и, продолжая любить Онегина в конце романа, все же не может ответить на его вспыхнувшую страсть, потому что связана нерушимым словом, данным мужу: «Но я другому отдана, / Я буду век ему верна».
Достоевский видел в этом ответе Татьяны выражение истинно русского духа, проявление мышления русского православного человека, который не может построить свое счастье на несчастье другого. Это то, чего не понимает, кажется, Онегин: счастье — не высшая ценность в этой жизни, выше него честь, совесть, нравственный покой, внутренняя свобода. . Любовь к Татьяне становится пробным камнем для Онегина. Если в деревне, после признания Татьяны он, хотя и был глубоко тронут, не смог откликнуться на ее чувство, то в конце романа его холодность сломлена. В первом случае мы видим действительно «охлажденный ум», который не может поколебать ничто, и догадываемся о глубине его «хандры». Во втором — в известном смысле радуемся за героя, потому что выясняется, что его сплин не беспределен, что он еще способен возродиться для жизни.
Но Онегин еще не способен подняться на ту высоту нравственного чувства, с которой смотрит на мир Татьяна: ему мало любить, ему нужно обладать, в чем сказывается глубокий и неистребимый эгоизм героя. В сопоставлении с «героем времени» Татьяна безусловно выигрывает в нравственном отношении, и именно ока становится положительным героем не только романа, но и всего пушкинского творчества. Подобны Татьяне и другие женщины в пушкинских произведениях — Маша Троекурова, Маша Миронова.
На тему: Женские образы у Пушкина