На тему: Женские образы в романе Доктор Живаго, Пастернак

­Женские образы в романе

Борис Леонидович Пастернак, как истинный лирик, достаточно эмоционально отнесся к теме любви в своем эпическом романе «Доктор Живаго». Он показал, как на фоне гражданской революции начала 20-го века развивались личные драмы в жизни главных обычных людей. В основу сюжета легла история любви Юрия Андреевича Живаго.

Этот герой был вечным искателем. Как в плане гражданской позиции, так и в личной жизни он не мог себе позволить выбрать только одну конкретную гавань.

Ему одинаково дорога была Тоня Громеко,

с которой он вырос и впоследствии создал семью. Но также небезразлична ему была судьба Ларисы Гишар — дочери обрусевшей француженки и «девочки из другого круга». В конце произведения в его жизни появляется еще одна женщина — внучка дворника Маркела.

Марина становится третьей гражданской женой Юрия и у них рождается две дочери. Каждая женщина в судьбе этого героя в метафорическом плане олицетворяет собой одну из граней российской жизни.

Тоня Громеко — это дореволюционная интеллигенция, которая в итоге покидает страну. Лару автор представляет как проекцию образа России, женскую ипостась всего вечно

живого, мятущегося, нуждающегося в исцелении и преображении. Ну, а Марина — талантливая и одаренная женщина.

В ней собрано все то положительное, что, по мнению автора, ждало советское общество в будущем. С одной стороны, можно было бы упрекнуть Пастернака за то, что наделил своего героя таким обилием женщин, но он просто хотел превратить доктора Живаго в «возлюбленного многоликой России».

Параллельно лирической линии в романе проходит и гражданско-военная. Одну без другой рассматривать нельзя, так как война оставила глубокий след в личной жизни главных героев. Возможно, если бы она не началась, Юра Живаго не оставил бы свой дом и родных, не уехал бы на Урал, и соответственно не связал бы свою жизнь с другой женщиной.

Если бы не война, его жена и дети не уехали бы из страны. Если бы не война, Комаровский не увез бы с собой Ларису из страны. По поводу характеристики женских образов из жизни доктора, лучше всех высказалась Тоня.

В письме, адресованном мужу, она сказала, что Лариса рождена для того, чтобы осложнять жизнь. Она была сплошь стихийной, бедовой, но при этом боготворимой сумасбродкой. Находясь рядом с ней, люди не могли не чувствовать, насколько она внутренне изранена, насколько измучена. В отличие от нее, Тоня была более «здоровым существом», призванным упрощать жизнь. При всем при этом она лишена совместного будущего с доктором в обновленной России.

Автор дает возможность Юрию Андреевичу строить новые отношения с взбалмошной Ларисой, которую он смог простить и духовно возродить. Примечательно то, что в конце произведения она все-таки вернулась в Россию.

Ну, и последней женой Ю. А. Живаго стала Марина, проработавшая в войну на телеграфе. Она исправно заботилась о нем и искренне любила, но будучи человеком творческим, доктор всегда находился в поиске. Он не мог жить по-другому. Ему недоставало духовной свободы и места, где он смог бы творить в тишине и спокойствии.

Поэтому в конце произведения он ушел от нее, оставив внушительную сумму на воспитание детей.

Таким образом, можно сказать, что Пастернак не выбирает для своего героя какую-либо одну героиню. Только все вместе они могли отразить последовательность событий в развивающейся России. Тоня была символом дореволюционного времени, Лара — самой революцией, а Марина — надеждой на лучшее будущее в постреволюционном пространстве.

Такие разные, они сумели каждая в разный период подарить свою любовь и нежность главному герою, поддержать его в трудные времена.




На тему: Женские образы в романе Доктор Живаго, Пастернак