На тему: ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»
А. П. Чехов — мастер маленького рассказа. Один из его рассказов, «Хамелеон», в юмористической форме повествует о незначительном событии, произошедшем в один из дней в маленьком провинциальном городишке. Само по себе событие было действительно незначительным.
Однако персонажи рассказа, характеры которых раскрываются, главным образом, в диалогах, заставляют читателя задуматься, увидеть необыкновенное в обыкновенном.
В рассказе нет живописных пейзажей, подробных и обстоятельных характеристик персонажей. Мастерство
Безлюдная базарная площадь. Через нее идет полицейский надзиратель Очумелов. За ним вышагивает рыжий городовой Елдырин. Вокруг тишина и спокойствие.
Внезапно тишину нарушают человеческие крики и собачий визг. Очумелов видит, как от склада купца Пичугина бежит собака, «прыгая на трех ногах и оглядываясь». За ней гонится человек. Можно представить, насколько смешной была ситуация.
Но бегущий человек решается на поступок более смешной и вместе с тем безумный: «подавшись туловищем вперед,
Неведомо откуда, «словно из земли выросши», набежал народ.
Очумелов, представитель власти и порядка, не может не обратить внимания на беспорядок. Подойдя к толпе, он увидел человека, который демонстрировал свидетелям свой окровавленный палец. Казалось бы, в такой ситуации сочувствие читателей должно быть на стороне пострадавшего золотых дел мастера Хрюкина.
Но обратим внимание на такие детали: лицо его было полупьяным и на нем было как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» Животное оказывается не огромным ужасным псом, а всего лишь белым борзым щенком с острой мордой и желтым пятном на спине, да еще хромым. «В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса».
А. П. Чехов не выражает своего мнения по поводу происшествия, но внимательный читатель сразу же понимает, на чьей стороне авторское сочувствие. Так, несколько метких деталей позволяют писателю довольно подробно и, главное, ярко преподнести эпизод, ставший композиционной завязкой рассказа.
Главную роль в рассказе выполняют диалоги, которые характеризуются живостью, пластичностью языка и меткостью, точностью деталей. Слова пострадавшего Хрюкина отличаются экспрессивностью, эмоциональностью. Он постоянно подчеркивает свое служение букве закона. Несмотря на кажущуюся порядочность, Хрюкин заботится отнюдь не о торжестве закона, а о собственной выгоде: «Пущай мне заплатят, потому
— я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…» Эта фраза Хрюкина сводит на нет все его заверения в правдивости, истинности сказанного. Подтверждением этого могут служить и слова случайного свидетеля, который видел, что Хрюкин сам спровоцировал собаку. Нельзя серьезно относиться к словам человека, который способен обидеть беззащитное животное, да еще и таким образом.
Таким же непредсказуемым, если брать во внимание детали, является полицейский надзиратель Очумелов. Он вообще не имеет собственного мнения, решения меняет в зависимости от того, какую выгоду или неприятность принесет ему это решение. Вспомним, как он обращается к городовому Елдырину: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем».
И через несколько минут: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Погодные условия нисколько не изменились.
Изменилось решение полицейского относительно дальнейшей судьбы собаки. В этих же диалогах характерны следующие реплики: «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!» И через несколько минут: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить…
А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..»
Завершается рассказ торжеством справедливости. Истинный виновник происшествия наказан. Наказанием ему послужил всеобщий хохот собравшихся, в то время как пес возвращается владельцу, вместо того чтобы быть истребленным, к чему его «приговорили» вначале. Очумелов грозит Хрюкину, что доберется до него. И настолько беспомощным выглядит этот жест Очумелова, что тут уж впору его пожалеть.
Пожалеть за боязнь перед вышестоящими, за неумение принимать самостоятельные решения.
Каждый из персонажей рассказа глубоко индивидуален. Эта индивидуальность раскрывается прежде всего в деталях поведения, в диалогах персонажей. А. П. Чехов создает яркие и запоминающиеся образы, не прибегая к широким, подробным характеристикам.
Он творил, как истинный художник, у которого каждый мазок кисти значителен и красноречив. Перед нами уже не образы отдельных людей, а нечто более широкое и значительное — образ населения, народа, нации.
На тему: ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»