«На железной дороге»

Стихотворение «На железной дороге» включено в цикл стихов А. Блока «Родина». Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдет о России. Кто она, Россия? Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. Она раздавлена любовью, грязью иль колесами — все больно.

Неужели это некогда великая Россия? Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, «шла походкой чинною». В большей части стихотворе-ния

поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим. «Бесполезная юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием, безнадежностью положения. Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, не замечают ее и теперь, потому что момент упущен, теперь эта девушка скрыта «под насыпью». Она раздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колесами.

Поэт ставит высокое чувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи. Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе.

В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию, раздавлена, а в другом мире, она живет полноценной жизнью, со всеми ее волнениями и ощущениями. У каждой страны своя судьба, и она развивается по спирали: удачные времена проходят, им на смену приходят годы лишений и страданий. Блок, главным образом, описывает годы, «чинного шествия» России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности.

Реалистичность — основная черта этого стихотворе-ния. Как известно, Блок — поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать свое толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, — это жизнь всего русского народа.

Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе. Каждый день проносятся все те же поезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают все те же сонные лица.

Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стекла вагонов, и, кажется, не замечают Ее. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, все равно через секунду будут уже далеко. Получается, что люди не только не замечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днем ждать, «быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон», то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль.

Эта девушка, Россия, пережива-ет за каждого своего гражданина. Если человеку не безразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен. По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном.

Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик, «Россия вспрянет ото сна.» В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и «яркие глаза» набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов. Синий — цвет неба, возвышенный — вагоны для богатых, желтый — яркий, режущий глаза цвет тепла и, в то же время, болезни — средний класс, а зеленый — цвет травы, близости к земле — вагоны третьего класса.

Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стекол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне — алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей. Снаружи растут лесные деревья, за лесом — длинная платформа, на ней — навес.

Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Зеленый цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не дает «цветовых» определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.

Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому-то сопутствует удача, кто-то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении.

Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу. В мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом — слышится обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом, скрип, свист, удары вагонов о рельсы — неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.

Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков «с» усиливает свист и шум вагонов. Стихотворение «На железной дороге» нельзя назвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скорое возрождение России, как в одноименном стихотворении. Своеобразное «пессимистическое» кольцо, первое и последнее четверостишия, заставляет читателя задуматься, что же ждет страну дальше, каков может быть и должен быть вклад отдельного человека для благополучия России.

Ответы на эти вопросы каждый решает для себя сам.




«На железной дороге»