Начало творческого пути Бунина И. А

В 1889 году Бунин переехал в Орел и получил работу в редакции журнала «Орловский вестник». Здесь его «сразила… к великому… несчастью, долгая любовь» к Варваре Владимировне Пащенко, дочери елецкого врача. Любовь была страстной, мучительной, совместная жизнь продолжалась около пяти лет, прерываясь длительными ссорами.

В орловский период жизни Бунин публиковался на страницах периодических изданий. Но главным творческим итогом стал изданный в 1891 году сборник «Стихотворения. 1887-1891».

«Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем,

говорил Бунин своему племяннику. — Тургенев тоже был Стихотворцем прежде всего… Для него главное в рассказе был звук, а все остальное — это так. Для меня главное — найти звук.

Как только я его нашел — все остальное дается само собой». Именно с Буни-ным-поэгом долгие годы были знакомы читатели. Первый поэтический сборник, вышедший в Орле, получил много откликов, и все — отрицательные. Да и сам Бунин позднее будет считать его «незрелым грузом за плечами».

Большинство стихов из этой книги он не включит в последующие сборники. И все же сказать об этой книге надо, потому что именно в ней

появился новый оригинальный певец русской природы. Уже с первых стихотворений узнается бунинская поэтическая тема: почти без использования метафор и других тропов в описании природы он создает тончайшие поэтические настроения:

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет темная листва.

«Не видно птиц. Покорно чахнет…», 1889

В орловский период значительный объем написанного Буниным составляла публицистика. В статьях он защищал реалистические принципы творчества, говорил о гражданском назначении искусства. Поэзия, писал он, «может носить в себе отпечаток как общемировых вопросов, так и тех, которые составляют насущную злобу дня…». Бунин утверждал, что «общественные мотивы не могут быть чужды истинной поэзии». Он полемизировал с теми, кто считал, что гражданская лирика Некрасова и поэтов-шестидесятников была свидетельством упадка русской поэтической культуры. Отмечал он историческую заслугу романтизма: «Романтизм значительно расширил пределы поэтического творчества: жизнь сердцем и искренние проявления нежных чувств составили главное содержание романтических произведений».

Искусство, считал Бунин, должно «заставлять трепетать лучшие струны… сердца».

Жизнь «одними мечтами», грусть и любовная тема роднила молодого Бунина с романтическими произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Особенно с Жуковским, высокие идеалы которого он ценил. Бунина восхищали герои «мощного духа», он наследовал идею таинственной связи двух миров, позволяющую возвыситься над обыденностью земного существования. «Жизнь зарождается в мраке таинственном. / Радость и гибель ея / Служат нетленному и неизменному — / Вечной красе Бытия!» .

Поэта волновала философская проблема жизни и неизбежности смерти. Эти раздумья пройдут через все его творчество.

В раннем творчестве Бунина наряду с романтическим появляется и реалистическое начало. Такой синтез обусловлен своеобразным мироощущением поэта и эстетической атмосферой эпохи.

Важным положением нравственно-эстетического осмысления жизни у Бунина становится утверждение единства человека и природы, постижение ее величия, которое делает личность свободной: «И в душе необъятной волной / Разрасталося чувство свободы, / Словно ближе стал чуять душой / Я величье и тайны природы» . Его поэзия наполнена реалистическими зарисовками природы: «кочки дороги», «белый пар лугов», «зеленые овсы», «седое небо».

Лирический герой в ранних стихах Бунина ощущает радость бытия, гармонию с миром.

И, упиваясь красотой,

Лишь в ней дыша полней и шире,

Я знаю, — все живое в мире

Живет в одной любви со мной.

Оттепель, 1901

В 1890-е годы в творчестве Бунина появляется «звездная тема», а небесные светила становятся символом «предвечной красоты и правды неземной» . Усиливается тема «печальной красоты», отчетливо слышатся трагические потки. В своих лучших стихах поэт достигает естественности интонации, поэтическая форма перестала восприниматься как условная и несвободная.

Стихотворение «Крещенская ночь» строится на фрагментах, деталях, но каждая из деталей отличается исключительной точностью и выразительностью. Зима, крещенский мороз, уснувший лес с неподвижно свисающими ветвями. Центральный мотив — нежная «музыка» тишины.

Но лесная тишина обманчива. Поэт передает таящееся движение, несмолкаемую жизнь, игру стихийных сил. Обратите внимание на то, что в стихотворении много глагольных форм, которые передают движение, воспоминания о шумевших осенних потоках, об утихшей «дикой песне» вьюги.

Мотив тишины звучит и в стихотворении «На проселке»

: «Тишина, титттина на нолях!» Правда, теперь Бунина увлекает не столько покой, сколько динамика увиденного. Ведущим мотивом стихотворения становится бесконечная протяженность, а образ полевой дороги — организующим композицию. Осознание и переживание простора, движения, уходящей вдаль дороги рождают сложную гамму чувств: восторга, отрады, веселья.

И нет бывших тревожных предчувствий: ветер бодрит и «свевает с души он тревоги».

В своих лирических зарисовках поэт задумывался о сложности бытия, о судьбах родины.

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей —

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей.

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

Родине, 1891

Бунин воплотил в своем творчестве все богатство русской поэзии XIX века и нередко подчеркивал эту преемственность: «Нет, мертвые не умерли для нас!» В стихотворении «Призраки» проявилась восприимчивость Бунина к новейшим явлениям русской поэзии, к поэтической интерпретации предания. Отсюда — образы призраков, арфы, дремлющих звуков.

Тематическое разнообразие поэзии Бунина поражает. Он обращается к сюжетам русских былин, летописных преданий, народных притч, библейских легенд и Корану, восточным мифам и апокрифам1 .

В 1893-1894 годах Бунин находился под сильным влиянием нравственно-религиозных произведений Л. Н. Толстого. Он посещал колонии толстовцев в Поставе и всерьез подумывал об опрощении. Но в начале 1894 года в Москве состоялась встреча Бунина с Л. Н. Толстым, о которой молодой писатель давно мечтал. И Толстой убедил его отказаться от опрощения. Для Бунина Лев Николаевич на всю жизнь остался высшим воплощением художественной мощи и нравственного достоинства, ему посвящена книга «Освобождение Толстого», вышедшая в Париже в 1937 году.

В интервью газете «Голос Москвы» в 1912 году И. Бунин так рассказал об эволюции своих идейно-политических взглядов: «Прошел я не очень долгое народничество, затем толстовство, теперь тяготею больше всего к социал-демократам, хотя сторонюсь всякой партийности».




Начало творческого пути Бунина И. А