Начало творческого пути Твардовского А. Т

Твардовского отмечено активным интересом молодого поэта к современности. Деревенский паренек, работавший сельским корреспондентом, мечтал публиковать свои произведения. Публицистичность и злободневность ранних стихотворений были продиктованы его пониманием просветительской роли поэта и поэзии.

Твардовский увлечен охватившей всех новизной жизни. Восторженным пафосом пронизаны его первые поэтические опыты, посвященные родной Смоленщине и сельским труженикам: «Родное», «Смоленщина», «Ночной сторож», «Уборщица»

и др.

У девушки этой тиха походка,

У девушки этой внимательный профиль.

Теперь городская, но только год, как

Ходила жать, убирала картофель.

Уборщица, 1928

В разных вариантах развивается тема противопоставления старого и нового. Однако уже в ранней поэзии обнаруживаются характерные признаки поэтического стиля Твардовского: конкретные детали, точные определения, социально-психологический портрет в стихах, а главное — это, конечно, его герои — труженики и бойцы, сопричастные жизни своих современников.

Летом 1929 года во время отпусков сотрудников газеты «Рабочий путь» Твардовскому поручили

работу корреспондента. Тогда же поэт послал свои стихи в редакцию московского журнала «Октябрь», стихи были замечены поэтом М. Светловым и опубликованы на страницах «Октября». «Когда в московском «толстом» журнале «Октябрь» М. А. Светлов напечатал мои стихи и кто-то где-то отметил их в критике, — вспоминал в автобиографии Твардовский, — я заявился в Москву. Но получилось примерно то же самое, что со Смоленском. Меня изредка печатали, кто-то одобрял мои опыты, поддерживал ребяческие надежды, но зарабатывал я ненамного больше, чем в Смоленске, и жил по углам, койкам, слонялся по редакциям, и меня все заметнее относило куда-то в сторону от прямого и трудного пути настоящей учебы, настоящей жизни».

Зимой 1930 года Твардовский вернулся в Смоленск.

Уже через год по рекомендации Э. Багрицкого в издательстве «Молодая гвардия» была опубликована первая поэма Твардовского «Путь к социализму», озаглавленная по названию колхоза, о котором шла речь в поэме. Благожелательный отзыв о поэме дал Б. Пастернак.

В 1931 году семья «зажиточного» крестьянина Т. Г. Твардовского была репрессирована и сослана на Урал, хуторские же постройки в Загорье постепенно разобрали. А. Твардовский чудом избежал ссылки вместе с семьей, так как жил в Смоленске. В том же году он женился на М. И. Гореловой.

Поступив через год в Смоленский педагогический институт, Твардовский обязался в течение года по всем предметам сдать экзамены за среднюю школу. Обязательство свое поэт выполнил. В эти же годы Твардовский в качестве корреспондента ездил в командировки по колхозам и совхозам Смоленской области.

В 1934 году па страницах газеты «Большевистский молодняк» появилась статья «Кулацкий подголосок» — так автор статьи называл поэта. Подобного рода публикация была в то время весьма опасна. Твардовский, не дожидаясь неприятностей, решил уехать из Смоленска.

С осени 1936 года он учился в Московском институте философии, литературы и истории, который с отличием окончил в 1939 году.

В 1930-е годы Твардовским были написаны поэма «Страна Муравия» , циклы стихов «Сельская хроника» и «Про деда Данилу», стихотворения «Матери», «Ивушка» и др.

В «Стране Муравии» нашли отражение внутренние переживания крестьян, которые оказались в ситуации насильственного перехода от традиционного социально-экономического уклада к новому. Коллективизация стала для деревни трагедией. Главный герой поэмы Никита Моргунок — собирательный образ русского крестьянина периода коллективизации.

Он отправился на поиски «старинной Муравской страны», где нет никаких колхозов. Проехав «тыщи верст кругом», но так и не найдя Муравии, Моргунок решил вернуться домой и вступить в колхоз. Убежденный в необходимости социалистического строительства, Твардовский находился в те годы в плену политических иллюзий, и позже, в 1953 году, он признавался, что коллективизация воспринималась им в те годы слишком идеализированно.

Одной из вершин довоенной поэзии Твардовского стали стихотворения о матери, в которых наиболее полно проявилось лирическое «я» поэта: «Ты робко его приподымешь…», «Не стареет твоя красота…», «Матери». В них память становится одним из ключевых мотивов:

И первый шум листвы еще неполной,

И след зеленый по росе зернистой,

И одинокий стук валька по речке,

И грустный запах молодого сена,

И отголосок поздней бабьей песни,

И просто небо, голубое небо —

Мне всякий раз тебя напоминают.

Матери, 1937




Начало творческого пути Твардовского А. Т