Начало творческой деятельности Шмелева И. С

Будучи студентом Московского университета, Шмелев увлекался самыми разными учениями. Он был и рационалистом, и толстовцем, и едва ли не религиозным фанатиком. Студент-юрист вдруг стал всерьез заниматься ботаникой, увлекся открытиями К. А. Тимирязева. Но всегда значима для него была религия. Летом 1895 года Шмелев и О. А. Охтерлони отправились в свадебное путешествие на Валаам.

Путешествие произвело на писателя неизгладимое впечатление: «Ныне я не писал бы так, но суть осталась и доныне: светлый Валаам». Серия очерков «На скалах Валаама»

была издана за авторский счет, но остановлена цензурой: «Пришлось вырвать листы и перепечатывать». Очерки покупались плохо.

После окончания университета и года военной службы Шмелев служил в течение семи с половиной лет чиновником в казенной палате во Владимире. В эти годы его опыт обогатился знанием жизни русской провинции. Люди уездных городов становились прототипами героев его произведений: «Служба моя явилась огромным дополнением к тому, что я знал из книг. Это была яркая иллюстрация и одухотворение ранее накопленного материала.

Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни.

Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство». На основе этих впечатлений были написаны повести и рассказы «По спешному делу» , «Гражданин Уклейкин» , «В норе» , «Под небом» , «Патока» .

Шмелев внимательно следил за общественным подъемом в стране, видя в нем единственный выход для облегчения участи народа. В своих произведениях он пишет о забитых и униженных, будит человечность в тупых и самодовольных, предвещает гибель старому укладу жизни. В эти годы Шмелев был близок писателям, группировавшимся вокруг издательства «Знание».

В лучших его произведениях развивается традиционная для русской литературы XIX века тема «маленького человека».

Самое последнее место в социальном ряду «маленьких людей» занимает Уклейкин — «лукопер», «шкандалист» и «обормот» , Он понимает, что мал и ничтожен. Однако в жалком сапожнике растет стихийный протест. Этот «озорник» напоминает босяков из ранних произведений Горького. Но современный «маленький человек» совсем не таков, какими были его предшественники.

Уклейкин ощущает в себе пробуждение общественного сознания. Полуграмотный сапожник ждет улучшения жизни от обещанных царским Манифестом 17 октября 1905 года свобод и прав. Не случайно произведение называется «Гражданин Уклейкин».

Обещанные свободы оказались обманом, иллюзии постепенно утрачиваются.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Начало творческой деятельности Шмелева И. С