Национально-патриотические пьесы Нестора Кукольника

Нестор Васильевич Кукольник. Имя Кукольника стало по установившейся традиции нарицательным, обозначающим официозного, рептильного писателя, певца самодержавного строя. Кукольник был необычайно плодовитым; ему принадлежат десятки романов, повестей, драм, много стихотворений.

Наибольшую известность Кукольник получил как драматург. Дебютировал он «драматической фантазией» «Торквато Тассо» . В последующих пьесах разрабатывал темы национально-патриотические. Наиболее известны: «Рука всевышнего отечество спасла» и «Генерал-поручик

Паткуль».

Пьеса «Рука всевышнего отечество спасла» была резко осуждена Белинским за официозную риторику. С позиций «казенного патриотизма» в ней изображалось изгнание польских интервентов и избрание на царство Михаила Романова. «Московский телеграф», осмелившийся выступить с критикой драмы, был закрыт, что вызвало едкую эпиграмму:

Рука всевышнего три чуда совершила: Отечество спасла, Поэту ход дала И Полевого задушила.

Кукольник объединил литераторов, музыкантов, художников и артистов в кружок, участники которого называли себя «братьями». В нем видное место занял М. И.

Глинка. Ему Кукольник помогал составить «первоначальный план» оперы «Руслан и Людмила», весьма одобрял оперу композитора «Иван Сусанин».

Стихотворная драматургия Кукольника не получила поддержки прогрессивной общественности. И. С. Тургенев дал меткое определение тому направлению поэзии, которое принял Кукольник, назвав его «ложно-величавой школой». В эту «школу» входили также П. Г. Ободовский, поздний Н. А. Полевой, Р. М. Зотов и др.

Историко-бытовые романы Кукольника в свое время пользовались успехом. В романе «Два Ивана, два Степаныча, два Костыль-кова» воссоздавалась эпоха Петра I, а в «Эвелине де Вальероль», подражании А. Дюма, описывался эпизод из истории Франции. В произведениях было много надуманного, они были перегружены натуралистическими подробностями. Формула официального патриотизма определяла идейную направленность творчества писателя, хотя он и показывал тяготы крепостного права.

Удалось Кукольнику выявить прогрессивный смысл преобразований Петра I, проводившихся, однако, жестокими средствами. Но в целом глубокого проникновения в историю у писателя не было.

Отрицательно сказалось на развитии его таланта сближение с Булгариньш и Гречем, выступившими против реалистической литературы. Вражда к реализму передалась и Кукольнику. Как поэт он продолжал традиции эпигонского романтизма, подражал Бенедиктову.

Несколько его романсов и песен получили признание и живут и поныне благодаря замечательной музыке М. И. Глинки.




Национально-патриотические пьесы Нестора Кукольника