Национальное достоинство в творчестве Е. Маланюка

Евгений Филимонович Маланюк родился 2 февраля 1897 года в Ново-Архангельске на Кировоградщине. Отец походил из козацко-чумацкого рода, а Гликерия, была дочерью черногорца Якова Стоянова. 1914 года Е. Маланюк закончил земское реальное училище в Єлисавет-Граде и вступил в Петербургский политехнический институт. Но сначала мировой войны стал слушателем военной школы в Киеве.

В январе 1916 года Е. Маланюк попал на Юго-Западный фронт, где к поздней осени 1917 года возглавлял пулеметную роту. Вскоре он стал старшиной украинской армии, активно участвовал

в освободительных соревнованиях 1917-1920 гг. Е. Маланюк был адъютантом генерала В. Тютюнника, служил сотником в 5-и Херсонской дивизии.

Однако после падения УНР вместе с другими попал к Польше, где в лагере интернированных в Калиши начал писать первые стихи. Здесь же в Калиши Е. Маланюк принял участие в сборнике «Озимы» . С 1923 года он студент гидротехнического отдела инженерного факультета Хозяйственной академии в чешском городе Подебрадах, которую закончил 1928 года. 1925 года Е. Маланюк поженился с молодой студенткой медицины Зоей Равич с Полтавщины, но 1929 года они развелись. 1925 года в Подебрадах выходит первый

сборник Е. Маланюка «Стилет и стилос», а 1926 года в Гамбурге — вторая — «Гербарий».

Более поздние сборники поэта — «Земля и железо» , «Земная Мадонна» , «Перстень ПолеКрата» . В декабре 1926 года в «Литературно-научном вестнике» появилось длинное «Послание» Е. Маланюка к Максиму Рыльскому, в котором он ставил в укор поэту, что тот безразлично относится к событиям Украине. Ни П. Тычина, ни Г. Рыльский на это «Послание» не среагировали, а ответ написал В. Сосюра. 3 1929 года Е. Маланюк переехал в Варшаву, где работал инженером и принимал активное участие в литературном процессе. 1930 года он вступил в брак с чешкой Богумилою Савицкой, которая умерла 1963 года.

В них есть сын Богдан.

1944 года Е. Маланюк эмигрировал в Западную Германию, где работал учителем математики, принимал участие в литературном процессе, в частности был членом «Мура». 1949 года он выехал к США, где работал инженером. В послевоенный период Е. Маланюк выдал несколько сборников поэзий и литературно-критических статей и т. п..

16 февраля 1968 года Евгений Маланюк умер от сердечного нападения в Нью-Йорку. Уже посмертно вышел сборник поэзий «Перстень и посох» .

Главными мотивами творчества Е. Маланюка есть утраченая семья и разбитая личная жизнь. Мотив «утраченной семьи» поэт развивает во многих своих стихах, анализируя причины и следствия этой потери. Второй основывается на личностных чувствах поэта, которые вытекают из мотивов разлуки с родным краем. Для стиля Е. Маланюка характерное противопоставление противоположных свойств какого-то явления ради достижения большей точности и выразительности ведущего мотива. Известно, что поэты в разные эпохи находят своих читателей.

Так было с Т. Шевченко, О. Пушкиным, Дж. Байроном и другими. Поэт будто рождается снова, так как создает не только для своих современников. Что-то подобное происходит теперь и с творчеством Евгения Маланюка, имя которого в течение многих десятилетий было под запретом.

Книжки поэта лежали в закрытых спецфондах, и читатель не знал его творчества, но это не мешало некоторым художникам и критикам лить на Маланюка грязь. Как его только не называли: и «украинским фашистом», и «духовным Квазимодой», и «поэтом апокалипсических лет», и «поэтом волюнтаризма». А Владимир Соссюра даже объявил поэту войну:

Ø Уважаемый господин Маланюк, Мы еще встретимся в бою.

Встречи, конечно, не состоялось, а Соссюра к последним дням не мог себе извинить того выпада. Отношение к Маланюку было неоднозначным не только среди художников социалистического лагеря. Не жалели для него пасмурных красок и поэты-эмигранты: В. Ольжич, Ю. Липа, Ю. Клен.

Почему же так воинственно, а иногда и враждебно относились к поэту товарищи по перу? Скорее за все, они не понимали и не могли извинить Евгению Маланюку его взглядов на роль художника в обществе. Он считал, что поэт должен быть воспитателем, поводырем народа, который не имеет своих вождей. Но Маланюк верил в нового человека, у возрождение наций:

Сквозь вскрик залез, сквозь зверя рык, Сквозь дым руины — Украину. Новый созреет мужчина.

Идеи национального возрождения, идеи служения интеллигенции народа, ее обязанности перед народом «витали в воздухе», они жилы вопреки всем преследованиям. Эти идеи одолевали запреты, травли, они пережили взлеты и уничтожение, они стали доминантой, нервом творчества Евгения Маланюка, его самым святым, главнейшим делом. Он бросает вызов, всему этому бездуховному, рабскому, что выработала у украинцев длинная «ночь безгосударственности», он призывает уничтожить невольническое клеймо:

Так как враги не сгинуть, как роса, Рабы не могут увидеть солнца воли.

Поэт считает, что в своем историческом развитии Украина должна ориентироваться не на культурные ценности Эллады, а на государственность и порядок Рима:

Пусть сгинет скифско-елинская красота На тучном припонтийском суходоле, Чтобы собственный Рим границей опоясал И возле Лавры растаял Капитолий.

Маланюк осознает то, что государство большой мерой сама унизила себя, в строках его поэзий мы ощущаем гнев и стыд за родину, за людей, которые забросили родной язык, культуру, а их бывшие порывания к бою за свободную Украину превратились на «кладбище», на «остров мертвых желаний». Произведения Евгения Маланюка — это острое лезвие, это донимающий смех над слабостью соотечественников, это свежая струя иронии, беспощадной не от злости, а от боли за судьбу, от стремления видеть украинцев нацией свободной, образованной, достойной уважения. Поэ верил в будущее своего народа, в то, что новое поколение разобьет тюрьмы и тьму, поднимет флаг национального сознания и национального достоинства на новую высоту.

Вижу их — высоких и русых, Совсем других, не таких, как мы, Пристрастников высоты и славы, Ненавистников тюрьмы и тьмы…

Еще и еще, раз перечитывая последние строки, тешу себя мысленным взором, который эти слова — о нашем поколении. Может, мы и не такие уже «высокие и русые», но нам не равнодушная судьба Украины. На нас положенная ответственность за то, чтобы постоянная наша родина, в самом деле была свободной.




Национальное достоинство в творчестве Е. Маланюка