Национальный критицизм в «Докторе Фаустусе»
Этот национальный критицизм принял радикальные формы в «Докторе Фаустусе». У Т. Манна нет другой такой книги, в которую он вложил так много своей души. Почтенный профессор гимназии Серенус Цейтблом, из-за своих антифашистских убеждений добровольно подавший в отставку и покинувший службу, в течение двух последних лет второй мировой войны пишет биографию своего друга, полный предчувствием того, что она ужасающим образом связана с катастрофой Германии, происходящей у него на глазах.
Его друг Адриан Леверкюн вырастал в среде, пропитанной
Образ его приобретает трагическое величие, ибо, переживая трагедию, он недвусмысленно расценивает свой «договор» как роковую
С точки зрения Т. Манна, вина Леверкюна символически отражала «вину» Германии и немцев, «ложный путь нации» , своими корнями уходящий глубоко в историю. Причины этого ложного пути ему удалось осмыслить лишь в мифологизированной притче, однако в том очищении от вины, которое он заставляет предпринять своего героя-композитора, он справедливо видел предпосылку к «надежде по ту сторону безнадежности»: к будущему за пределами эпохи немецкого бюргерства, которую можно завершить лишь с помощью нового революционного начала. В речи, с которой он выступил в период работы над «Доктором Фаустусом», Т. Манн, в частности, сказал: «
Разрушить необходимо именно злосчастный и столь опасный для всего мира союз юнкерства, генералитета и крупных промышленников». Следует «не только не препятствовать немецкому народу, но и помочь ему… осуществить подлинную, настоящую и очистительную революцию, которая одна только и может реабилитировать Германию в глазах всего мира, перед историей и в своих собственных глазах, и открыть ей дорогу в будущее…».
Национальный критицизм в «Докторе Фаустусе»