Над чем заставляет задуматься комедия «Ревизор»

Н. В. Гоголь не входит в топ-10 моих любимых писателей. Может быть, потому, что многое прочитано о нем как о личности, о человеке с недостатками характера, болячками, межличностными конфликтами многочисленными. Все эти биографические данные к творчеству не имеют никакого отношения, тем не менее, на личное мое восприятие они очень влияют.

И все же следует Гоголю отдать должное. Его произведения — это классика. Они — будто скрижали Моисеевы, из камня цельного сотворены, письменами одарены и на веки вечные с людьми пребывать обречены.

Комедия,

словно для театра только и написанная, под названием «Ревизор», по-моему, ничуть не хуже пушкинского «Евгения Онегина» или грибоедовского «Горя от ума». Поскольку дает полнейшее представление о местечковых нравах середины 19 века.

По прочтении возникают многочисленные размышления.

Во-первых, как скучна и убога жизнь в уездных городишках нашей страны! И впрямь, это вам не Европа, в любой точке которой ты не выпадаешь из культурной, интеллектуальной жизни, пользуешься всеми теми же благами, что и столичные жители»Парижей да Монако». Здесь или Петербург — или свинство и болото.

Как

прискорбно, что и в 21 столетии, опутанные волнами сотовой связи и сетями интернета, провинциальные города так же скучны, безлики и однообразны! То же взяточничество, отсутствие идей, творчества, достойной работы, лицемерие и тупость. Все, кто может, кто имеет силу воли, характер и денежные средства на первое время — бегут в Москву, ну или в СПб.

Во-вторых, «Ревизор» обличает наше доверие к «понтам», преклонение перед ними. Стоит незнакомцу рассыпать перед обывателями горсть известных имен, похвалиться удачными знакомствами, дизайнерскими брендами — и все дружно тают! Не сомневаясь, не проверяя, не удивляясь несоответствиям и глупостям, хамству и пр.

Приводят в свой дом, привечают, угощают, готовы даже с деньгами расстаться. Заглядывают в рот, цветут от пошлых и вульгарных комплиментов.

Особенно отвратительны женщины. Мечтают просто выдать дочерей замуж «за столичного». Да и сами готовы бросить все, даже невесту-доченьку, если хлыщ и проходимец вдруг пальцем поманит. Ах, как гадко.

Эти сцены у Николая Васильевича вышли особенно жизненными и правдоподобными.

В-третьих, думается над «Ревизором» о том, как все мы стараемся угодить начальству. Не просто — ежедневно достойно работать, выполнять свои обязанности, чтобы не было стыдно перед самим собой. А — как бы урвать побольше, чтобы никто не заметил. Чисто русская поговорка, иностранцам ее не понять никогда: «солдат — спит, служба — идет».

А когда нагрянет «ревизор» — мы готовы траву зеленой краской красить…

Самое противное — что так в этом государстве будет, наверное, всегда.




Над чем заставляет задуматься комедия «Ревизор»