Написание творческой работы на тему «Библейские сюжеты в стихах русских поэтов»
Цель: Ознакомить с шедеврами живописи и поэзии, посвященными библейской теме, сделать вывод о магической силе вечных сюжетов Книги книг, учить сравнивать литературные произведения, находить интертекстуальные элементы, писать, придерживаясь научного стиля; развивать письменную связную речь; воспитывать интерес к сравнительному анализу литературных сочинений.
Оборудование: Библия, тексты стихов О. Пушкина, И. Бунина, О. Жемчужникова, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Всего прочнее на земле печаль
И
А. Ахматова
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Пересказ притчи о добром самарянине, о горчичном зерне.
II. Обобщение и систематизация знаний
1. слово учителя
Библейские темы и мотивы через вечность, и высочество моральных идеалов были и являются любимыми для многих поэтов, писателей, художников. На протяжении многих столетий обращаются к библейским сюжетам творцы разных уровней: от гениальных до никому не известных.
Сегодня мы обратимся именно к таким перепевам библейских сюжетов талантливыми русскими поэтами.
2. литературная композиция
1-и
Одна есть в мире красота. Не красота богов Эллады, И не влюбленная мечта, Не гор тяжелые громады, И не моря, не водопады, Не взоров женских чистота. Одна есть в мире красота — Любви, печали, отреченья И добровольные мученья За нас распятого Христа.
1893
Художн.. Рембрандт. Возвращение блудного сына
2-и ученик-чтец рассказывает поэзию А. Ахматовой «В каждом древе распятый Господь».
В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосс тело Христово. И молитвы пречистое слово Исцеляет болящую плоть. Кого когда-то называли люди Царем в насмешку Бог, в самом деле, Кто был убит — и чье орудье пытки Согрето теплотой моей грудь… Укусили смерть свидетели Христовы, И сплетницы-старухи, и солдаты, И прокуратор Рима — все прошли.
Там, где когда-то возвышалась арка, Где море билось, где чернел утес, Их вышили в вине, вдохнули с пылью жаркой И с запахом бессмертных роз. Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор — к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней — царственное слово.
1945
3-и ученик-чтец декламирует поэзию Б. Пастернака «Дурные дни».
Дурные Дни
Когда на последней неделе Входил вон в Иерусалим, Осанны навстречу гремели, Бежали с ветвями за ним. А дни все грозней и суровей, любовью не тронуть сердец. Презрительно сдвинуты брови, и вот послесловье, конец. Свинцовою тяжестью всею легли на дворы неба. искали улик фарисеи, юля перед ним, как лысая.
И темными силами храма он отдан подонкам на суд, и с пылкостью той же самой Как прославляли прежде, клянут. Толпа на соседнем участке, Заглядывала из ворот, Толклись в ожиданье развязки и тыкались взад и вперед. И полз шепоток по соседству, и слухи с многих сторон. и бегство в Египет и детство Уже вспоминались, как сон. Припомнился скат величавый В пустыне, и крутизна, С которой всемирной державой Его соблазнял сатана. И брачное пиршество канет, и чуду дивящийся стол, и море, в котором в тумане Вон к лодке, как засуху, шел.
И сборище бедных в лачуге, и спуск со свечою в подвал, Где вдруг она лозунг в испуге, Когда воскрешенный вставал…
3. Выступление ученика-искусствоведа с рассказом о картине
Рембрандта «Возвращение блудного сына» . Эрмитаж
Евангельская притча о блудном сыне рассказывает, о том, как легкомысленный юноша, забрав свою частицу родительского имущества, оставил родительский дом в поисках развлечений. Пережив немало испытаний и стыда, он решил возвратить в родительский дом, где нашел прощение, любовь и отдых.
Тема возвращения блудного сына давно интересовала Рембрандта. Он неоднократно использовал ее в офортах и рисунках. В картине величественная идея воплощается в лаконичной и выразительной композиции.
Доминируют четкие вертикали спокойных и величественных фигур, которые застыли в немоте. Одежда отца спадает широкими складками, очертания его фигуры полностью включают у себя контуры фигуры сына, который еще больше подчеркивает неразрывная связь этих двух людей и предоставляет группе особой монументальности.
Эмоциональное влияние картины определяется неразрывным объединением освещения и колорита. В ярком бушевании цветов фигуры будто вырастают из тьмы, и среди приглушенных зеленовато — и красновато-коричневых тонов окружения и сиял света более всего выделяется красный цвет плаща отца. Особую широту и свободу имеет в этой картине сложная живопись, характерная для позднего искусства Рембрандта.
В освещенных местах краска накладывается объемно — часто не кистью, а шпателем или пальцем. Поверхность картины, которая вблизи кажется хаотичной палитрой разной формы мазков, на расстоянии становится выразительной и впечатляющей.
4. Подготовка к творческой работе
«Библейские сюжеты в стихах русских поэтов»
1) Цель работы — прочитать стихи О. Пушкина, И. Бунина, О. Жемчужникова, сравнить их с известными библейскими сюжетами, сделать вывод об общем и отличном в этих произведениях и эпизодах Священного Письма
2) Стиль преподавания — научный. Начало может быть таким:
«Равнодушных к библейским сюжетам среди творцов нет. Не стали исключением и такие русские поэты, как О. Пушкина, И. Бунин, О. Жемчужников…»
Притча о сеятеле и семенах.
Шел сеятель с зернами в поле и сеял; и ветер повсюду то зерно развеял. Одни по дорогое упали; порой
Их топчет прохожий небрежной ногой, На них нападает голодная стая. Другие на камень бесплодный легли и вскоре без влаги и корня взошли,- и в пламенный полдень дневное светило Былинку палящим лучом иссушило. Средь терния пало иное зерно, и в тернии диком заглохло оно… Напрасно шел дождь и с прохладной зарею, Поля освежались небесной росой; Одни за вторыми проходят года — Вот зерен тех нет, и не будет плода.
Но в добрую землю упавшее семя, Как жатвы настанет урочное время, Готовя стократно умноженный плод, Высоко, и быстро, и сильно растет, и блещет красотой, и жизнью дышит… имеющий уши, чтоб слышать,- да слышит!
1851
Свободы сеятель пустошный, Я вышел рано, к звезды; Рукой чистой и безвинной, В порабощенные бразды, Бросал живительное семя — Но потерял я только время, Благие мысли и труды… Паситесь, мирные народы Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дарит свободы?
Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной… Срок настанет — Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» И забуду я все — вспомню только вот эти Полевые пути границ колосьев и трав — И вот сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припал.
5. написание творческой работы
Работа в черновиках.
III. Итоги урока
«микрофон»
В поэзиях на библейскую тему меня поразило…
IV. Домашнее задание
Переписать работу в тетради.
Написание творческой работы на тему «Библейские сюжеты в стихах русских поэтов»