Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — продолжатель традиций рус­ской сатиры, в первую очередь Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя. Но Салты­ков-Щедрин — самобытный и своеобразный писатель, без которого труд­но представить нашу классическую литературу. «Диагност наших общест­венных зол и недугов», — так отзывались о нем современники. Жизнь рос­сийскую Салтыков-Щедрин знал не из книг. Сосланный в Вятку за ранние произведения, обязанный служить, писатель досконально изучил жизнь раз­ных слоев общества, и прежде всего чиновничества..

Будучи

вице-губерна­тором, Салтыков-Щедрин увидел, что государство Российское заботится о дворянах, а не о народе.

Жизнь вымороченной дворянской семьи писатель изобразил в романе «Господа Головлевы», чиновников — в «Истории одного города», в «Гу­бернских очерках». Но, наверное, наибольшей популярностью пользуются сказки Салтыкова-Щедрина. Сказки — итог многолетних жизненных на­блюдений.

В сказках мы встретим всех щедринских героев. Подобно Не­красову Щедрин писал свои сказки для народа. Многозначителен подзаго­ловок: «Сказки для детей изрядного возраста». Вот «Повесть о том, как

один мужик двух генералов прокормил». С едкой иронией Салтыков пишет: «Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали.

Даже слов никаких не знали». Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, жили за чужой счет, наивно полагая, что булки произра­стают в том самом виде, в котором их подают к чаю. На необитаемом ост­рове генералы едва не погибли, не окажись там по воле сатирика мужик, мастер на все руки, умеющий даже в пригоршне сварить суп. Покорный му­жик вьет по приказу генералов веревку, которой они привязывают его, что­бы он не убежал.

И покорность мужика вызывает горечь и боль писателя.

Если генералы из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от не­сносных мужиков, потому что не мог, по его словам, выносить «холопьего духу». Усилия дикого помещика оказались не напрасны: «не стало мужи­ка» в его владениях. Остался помещик один — живи и радуйся исполне­нию мечты.

Но вот что случилось: с исчезновением мужика пришли не только голод, холод и лишения, но и полное одичание. Российский дворя­нин, считавший себя столпом Русского государства, превратился в дикого зверя: «Весь он оброс волосами а когти у него сделались как железные». Вывод из этой истории очевиден: народ — созидатель и ду­ховных и материальных благ. Русский мужик — столп и опора государства.

Жаль только, что он безропотен, терпелив и покорен.

Но терпение народа не беспредельно, и в своих сказках писатель говорит и об этом. В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин изобра­жает Медведя, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они «содрали шкуру» с него и посадили на рогатину. Воис­тину «наши топоры лежали до поры».

В проанализированных выше и в других сказках писателя-сатирика нашло отражение его отношение к народу, «сеятелю и хранителю» русской земли, и к тем, кто, пользуясь благами, создаваемыми народом, угнетает его. Отсюда — боль, горечь и скорбь Салтыкова-Щедрина, отсюда — обра­щенный к народу вопрос: «Ты проснешься ль, исполненный сил?», отсюда — вера в светлое будущее.

Рецензия

Содержание сочинения верно и доказательно раскрывает предложен­ную тему путем анализа трех сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, что дает представление о художественном пространстве «сказок для детей изряд­ного возраста». Содержание сочинения верно и доказательно раскрывает предложенную тему путем анализа сказок: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Медведь на воеводстве».

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи хоро­шим литературным языком.




Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина