Народная сказка и былина в детском чтении

Сказка-рассказ фантастического, бытового плана с установкой на вымысел. Наличие сюжета, который отличается забавностью, занимательностью. В сказке непремнно торжествует добро и истина.

Сказка всегда на стороне обиженных и притеснямых Композиция: зачин-основная часть-концовка. Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя троекратные повторы. Чудо как составляющий элемент. Кольцевая композиция.

Сказка заканчивается концовкой или исходом. Обязательно наличие конфликта — чаще всего по ролям, например барин и

собака в одноименной сказке. Иногда в заглавие выносится весь комический сюжет. В бытовых сказках возможны и персонажи-животные, и абстрактные действующие лица, такие как Правда и Кривда.

Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков. Былины. Это героический эпос народа. Всегда повествует о борьбе 2 начал: добра и зла и о победе добра. Самые известные герои: Алеша попович, Илья Муромец, Добрыня никитич, являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей.

Для былин характерно: фантастический вымысел, гипербола. Героям былин судьба родины дороже

жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства. Детство стало одной из ведущих тем литературы.

Большинство писателей перешло от разработки традиционной темы детства к участию в создании литературы для детей, к критике детских изданий. Реалисты М. Горький и неореалист Л. Андреев искали ответ на загадку будущего, исходя из социальных условий детства. Повесть Горького «Детство» показывает, как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизни закаляют детский характертер. Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т. е. существо-загадку, т. к. будущее угадывалось только интуитивно. . Футурист Маяковский саму революцию назвал «детской» , а впоследствии назовет СССР «страной-подроском». Несмотря на возросшую роль темы детства во взрослой литературе, литература для детей ужесточилась двойной цензурой — политической и педагогической.

Элитарную литературу создавали для детей писатели-модернисты: Бальмонт, Блок, Брюсов, Сологуб, Городецкий и др. центром модернисткой детской литературы стал журнал «Тропинка». Чуковский К. И. — один из основоположников детской литература 20 века, исследователь психологии детства «от двух до пяти». Вопросами детской литературы он начал заниматься в 107 году как критик бездарности некоторых известных детских писательниц. В 1911 появилась его книга «Матерям о детских журналах», где он резко критиковал журнал «Задушевное слово» — за незнание возрастных особенностей детей, за навязывание им штампованных ужасов, злодейств, геройств.

Критик противопоставлял ему журналы «Юная Россия», «Родник» и др, однако, считал, что и здесь не знают ребенка. Часто за поэзию для детей берутся, считал критик, те, кто не понимает стихов, либо те, кот не понимает детей. И то, и другое Ч считал преступлением. Ребенок «создает свой мир, свою логику., и кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть и поселиться там». Чуковский презирал авторов, старавшихся «возможно скорее овзрослить и осерьезить ребенка».

Он считал, что вредно внушать детям через детскую книгу то, что не соответствует их возрасту или непонятно им — это отбивает у них желание читать вообще. Детский писатель должен уметь по-детски смеяться с ребенком, делать это в своих книгах, и не считать это унижением, недостойным. Надо бы не наклоняться к детям, а стать детьми. Сказки и стихи Чуковского составляют целый комический эпос, нередко называемый «крокодилиадой» . Произведения эти связыны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сюжетами, общей географией. Особенностью «крокодилиады» является «корнеева строфа» — разностопный хорей, точные парные рифмы, а последняя строчка не зарифмована, длиннее прочих, в ней и сосредоточен главный смысл. — «Жил да был — Крокодил. — Он по улицам ходил, — Папиросы курил, — По-турецки говорил, — — Крокодил, Крокодил Крокодилович!» Сюжеты сказок и стихов Чуковского близки к детским играм — в прием гостей, в больницу, в войну, в путешествие, в путаницу и т. п. Сказки в основном повествуют о драмах и катастрофах. Рождение сказочного мира Чуковского — поэма «Крокодил» . Для детей является первым в жизни «романом в стихах». Действие происходит то на улицах Петрограда, то на берегах Нила.

Развертывается война и революция, в итоге которых люди перестают бояться зверей, звери получают свободу, в Петрограде наступают мир и благоденствие. В центре всех событий — ребенок, «доблестный Ваня Васильчиков». Он справедлив благороден и потому сам освобождает детей. Чуковский всячески возвеличиывает его фигуру, а Крокодила снижает до уровня трусливого обывателя. Но эти два образа неоднозначны: автор с почтением и симпатией относится к Крокодилу, рад знакомству с ним, он то рядовой обыватель, то злодей, то примерный семьянин, то пламенный борец за свободу, то приятный «старик».

Крокодил не является отрицательным героем: петроградцы первые начали задирать его, он «с радостью» возвращает всех, кого проглотил; привез подарочки для родных и друзей, в праздник помнит о страданиях в неволе звериных братьев и сестер. Не однозначен и образ Вани: то он мужественный герой, то беспомощный усмеритель звериного восстания, то барин, как должное воспринимающий услужливость обезоруженных зверей. Таким образом, добро и зло в «Крокодиле» не разведены так резко, как это бывает в сказках. Ребенку дается возможность самому рассудить по справедливости двух героев. Конфликт разрешается в соответствии с детским идеалом безопасной дружбы с дикими зверями.

Сказка преследовала воспитательные цели, связанные с военным временем: направить детскую энергию патриотизма и героизма в подходящее русло. Чуковского тревожили факты усилившейся национальной нетерпимости, жестокости детей по оотношению немцам, даже мирным колонистам. . Ч переводит внимание детей на проблемы более подходящие из возрасту, чем проблемы войны с германцами: заменяет чувство ненависти чувством сострадания и милосердия. Демонстрирует механизм цепной реакции зла: насилие рождает ответное насилие, а остановить его можно только примирением и всеобщим разоружением.

Отсюда нарочито упрощенное разрешение конфликта, финальньные катрины мира и счастья.




Народная сказка и былина в детском чтении