Народно-сказочное повествование в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
1. Волшебные помощники. 2. Троичность в повествовании. 3. Волшебные предметы и существа.
4. Победа добра над злом. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В. О. Ключевский
Открывая поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», мы попадает в особый сказочный мир, наполненный приключениями, злыми колдунами и добрыми волшебниками. В них свою славу ищут смелые витязи. И конечно же в сказке не обходится без прекрасной девушки, ради которой молодцы преодолевают все препятствия.
Главным элементом сказочного
Ведь именно ее и должны найти прекрасные витязи, чтобы взять в жены. В образе Черномора есть все черты, характерные для злого колдуна. Во-первых, его имя — Черномор — словно разделяется на две части: «черный» и «морить». Во-вторых, это карлик, который только хитростью смог одолеть своего большого брата.
В-третьих,
Недаром Черномор украшен.
Доколь власов ее седых
Враждебный меч не перерубит,
Никто из витязей лихих,
Никто из смертных не погубит
Малейших замыслов моих…
Но в повествовании встречаются и добрые помощники, которые как и в сказках готовы указать путь и подсказать, как победить злого волшебника. Среди таких можно назвать Финна, встречающего Руслана в пещере. Он успокаивает витязя и говорит, что Черномор не сможет добиться любви прекрасной Людмилы.
Также Финн предсказывает ему, что он сможет найти злого карлика и победить его. Но для этого ему непременно нужен меч, который спрятан в заветном месте — под большой головой. …И, зашатавшись, голова
Перевернулась, покатилась,
И шлем чугунный застучал.
Тогда на месте опустелом
Меч богатырский засверкал.
Но в своей поэме А. С. Пушкин немного отходит от народно-сказочной традиции. Так и у отрицательных героев появляются помощники. Например, Наина убеждает Фарлафа не рисковать жизнью и вернуться домой, ведь Людмила все равно будет с ним. Она же сообщает ему о возвращении Руслана со своей возлюбленной.
Именно в этот момент у соперника появляется шанс заполучить Людмилу. Но в дальнейшем А. С. Пушкин не отступает от сказочного канона. Поэтому несмотря на то что Фарлаф привез девушку в Киев, он не смог разбудить ее.
Такое подвластно только Руслану, владеющему тайной волшебного кольца. Такие подарки судьбы сопровождают Руслана на протяжении всего повествования. Сначала к нему в руки попадает меч, которым он смог победить Черномора.
Потом у него в руках оказывается волшебное кольцо, единственный предмет, способный разбудить спящую красавицу. Непременным атрибутом народно-сказочного повествования является троичность. Тройка встречается на всем ходе повествования. Так, Руслану на его трудном пути помогают три раза. Первым является Финн, который поддерживает моральный дух витязя и рассказывает ему о том, кто похитил Людмилу.
Следующим помощником становится большая голова, которая дарит Руслану меч. В качестве третьего помощника снова появляется Финн, передающий Руслану кольцо, чтобы тот мог разбудить Людмилу. Троичность встречается и в других местах поэмы.
Например, в самом начале повествования. Так только три витязя не радовались счастью Руслана и Людмилы. Они сами были влюблены в прекрасную девушку.
И несмотря на то что на поиски прекрасной княжны отправились четыре витязя, Фарлаф в скором времени возвращается назад, то есть он не принимает участия в поисках.
Троичность сохраняется и рассказе Финна о своей любви к Наине. Он дважды предлагает свою любовь прекрасной девушке. Но она его отвергает.
Финн проходит на своем пути множество испытаний: битвы и сражения, учеба колдовству. Но только в третий раз он смог добиться любви той, которой желал. Но оказалось, что к тому моменту она стала семидесятилетней старухой.
Подобная троичность сохраняется и при описании попыток Руслана освободить возлюбленную из рук Черномора. Ведь карлик три дня носил по воздуху витязя, который вцепился в его бороду. И только потом, то есть на третий день, он попросил пощады. Но на пути домой с прекрасной Людмилой Руслан снова сталкивается с препятствием.
Коварный Фарлаф поджидает его и трижды прокалывает грудь мечом. Троичность связана и с образом Людмилы. Ведь именно три девы встречаются княжне во дворце Черномора. Три девы, красоты чудесной,
В одежде легкой и прелестной
Княжне явились, подошли
И поклонились до земли. В свою поэму писатель вводит сказочные атрибуты. Самым прямым напоминанием о том, что мы попали в волшебный мир является описание дворца Черномора.
Недаром он напоминает Людмиле сказки Шахерезады.
Довольно… благо мне не надо
Описывать волшебный дом:
Уже давно Шехеразада
Меня предупредила в том. Автор начитает описывать великолепие дворца, но потом решает, что довольно, так как те, кто знает сказки Шахерезады, смогут представить себе все это великолепие. Также в поэме появляется шапка-невидимка, позволяющая Людмиле свободно гулять по дворцу. Но вскоре она приносит беду своей новой хозяйке. Девушка засыпает, и Руслан никак не может ее найти.
Только случайно мечом он сбивает шапку с возлюбленной. Так меч возлюбленного не приносит девушке никакого вреда. Но вот меч недруга разит самого Руслана.
И к жизни его возрождает мертвая и живая вода — непременный атрибут множества сказок. После этого Руслан получает волшебное кольцо от Финна, чтобы снять чары со своей возлюбленной. Но не только предметы, но и волшебные существа живут в сказочном мире пушкинской поэмы.
Это горбатый карлик Черномор с чудесной бородой, в которой заключена вся сила злого волшебника, большая голова в шлеме, хранившая заветный меч. В повествовании встречаются и второстепенные волшебные герои. Это колдуны, у которых учится искусству магии Финн. У таких же колдуний научилась своему волшебству и Наина.
Также она может обращаться не только в кошку, но и в крылатого змея. В окно влетает змий крылатый;
Гремя железной чешуей,
Он в кольца быстрые согнулся И вдруг Наиной обернулся… Перевоплощаться в других может и Черномор. Такое мы видим в поэме, когда он принимает на себя облик раненого Руслана. В сказочном повествовании возникают и былинные образы, характерные для народного фольклора. Это портреты витязей, которые приобретают богатырские черты не только в своем внешнем виде, но и в сражении.
Руслан противостоит голове, а потом один решает исход битвы. Вспомним, что на день раньше поединок между русскими воинами и печенегами не выявил победителей.
Самым важным элементом в сказочном повествовании является победа добра над злом. Эта идея прослеживается на протяжении всего произведения. Так Рогдай, который пошел против Руслана, погибает. Повержен и Фарлаф, пытавшийся обманом заполучить Людмилу.
Но в русских народных сказках прощают даже злодеев. Такова судьба и Фарлафа, и Черномора, которого приняли во дворец. … Фарлаф пред ним и пред Людмилой У ног Руслана объявил Свой стыд и мрачное злодейство; Счастливый князь ему простил; Лишенный силы чародейства, Был принят карла во дворец… Положительные же герои обретают свое счастье. Ротмир находит подругу жизни и становится простым рыбаком.
Руслан тоже смог вернуть себе Людмилу. Отдельного рассмотрения заслуживает вступление, которое А. С. Пушкин написал немного позже основного текста. Кажется, что в нем каждое слово взято из какой-то сказки. Подобное описание с первых же строк поэмы погружает нас в волшебный мир народно-сказочного описания. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.
Чудеса в поэме Пушкина начинаются с первых слов и и заканчиваются последним многоточием. Восторгов краткий день протек — И скрылась от меня навек Богиня тихих песнопений… Это говорит о том, что сказочный период в творчестве А. С. Пушкина только открывается.
Он продолжит народно-сказочную тематику и в других творениях. И те произведения окажутся настолько нам близкими и родными, что мы запомним их с детства. Но свои первые опыты поэт представил в поэме «Руслан и Людмила» и смог с помощью поэтических строк погрузить нас в волшебный мир сказки, который останется с нами на всю жизнь.
Народно-сказочное повествование в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»