Народно-сказочное повествование в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1. Волшебные помощники. 2. Троичность в повествовании. 3. Волшебные предметы и существа.

4. Победа добра над злом. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В. О. Ключевский

Открывая поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», мы попадает в особый сказочный мир, наполненный приключениями, злыми колдунами и добрыми волшебниками. В них свою славу ищут смелые витязи. И конечно же в сказке не обходится без прекрасной девушки, ради которой молодцы преодолевают все препятствия.

Главным элементом сказочного

повествования является победа добрых сил над злыми, несмотря на то что последние прилагают все усилия, чтобы помешать противникам любой ценой. Таким злым волшебником является Черномор, который похищает Людмилу. Мотив похищения прекрасной девы тоже один из элементов сказочного повествования.

Ведь именно ее и должны найти прекрасные витязи, чтобы взять в жены. В образе Черномора есть все черты, характерные для злого колдуна. Во-первых, его имя — Черномор — словно разделяется на две части: «черный» и «морить». Во-вторых, это карлик, который только хитростью смог одолеть своего большого брата.

В-третьих,

у него есть борода, делающая его непобедимым.. Сей благодатной бородой

Недаром Черномор украшен.

Доколь власов ее седых

Враждебный меч не перерубит,

Никто из витязей лихих,

Никто из смертных не погубит

Малейших замыслов моих…

Но в повествовании встречаются и добрые помощники, которые как и в сказках готовы указать путь и подсказать, как победить злого волшебника. Среди таких можно назвать Финна, встречающего Руслана в пещере. Он успокаивает витязя и говорит, что Черномор не сможет добиться любви прекрасной Людмилы.

Также Финн предсказывает ему, что он сможет найти злого карлика и победить его. Но для этого ему непременно нужен меч, который спрятан в заветном месте — под большой головой. …И, зашатавшись, голова

Перевернулась, покатилась,

И шлем чугунный застучал.

Тогда на месте опустелом

Меч богатырский засверкал.

Но в своей поэме А. С. Пушкин немного отходит от народно-сказочной традиции. Так и у отрицательных героев появляются помощники. Например, Наина убеждает Фарлафа не рисковать жизнью и вернуться домой, ведь Людмила все равно будет с ним. Она же сообщает ему о возвращении Руслана со своей возлюбленной.

Именно в этот момент у соперника появляется шанс заполучить Людмилу. Но в дальнейшем А. С. Пушкин не отступает от сказочного канона. Поэтому несмотря на то что Фарлаф привез девушку в Киев, он не смог разбудить ее.

Такое подвластно только Руслану, владеющему тайной волшебного кольца. Такие подарки судьбы сопровождают Руслана на протяжении всего повествования. Сначала к нему в руки попадает меч, которым он смог победить Черномора.

Потом у него в руках оказывается волшебное кольцо, единственный предмет, способный разбудить спящую красавицу. Непременным атрибутом народно-сказочного повествования является троичность. Тройка встречается на всем ходе повествования. Так, Руслану на его трудном пути помогают три раза. Первым является Финн, который поддерживает моральный дух витязя и рассказывает ему о том, кто похитил Людмилу.

Следующим помощником становится большая голова, которая дарит Руслану меч. В качестве третьего помощника снова появляется Финн, передающий Руслану кольцо, чтобы тот мог разбудить Людмилу. Троичность встречается и в других местах поэмы.

Например, в самом начале повествования. Так только три витязя не радовались счастью Руслана и Людмилы. Они сами были влюблены в прекрасную девушку.

И несмотря на то что на поиски прекрасной княжны отправились четыре витязя, Фарлаф в скором времени возвращается назад, то есть он не принимает участия в поисках.

Троичность сохраняется и рассказе Финна о своей любви к Наине. Он дважды предлагает свою любовь прекрасной девушке. Но она его отвергает.

Финн проходит на своем пути множество испытаний: битвы и сражения, учеба колдовству. Но только в третий раз он смог добиться любви той, которой желал. Но оказалось, что к тому моменту она стала семидесятилетней старухой.

Подобная троичность сохраняется и при описании попыток Руслана освободить возлюбленную из рук Черномора. Ведь карлик три дня носил по воздуху витязя, который вцепился в его бороду. И только потом, то есть на третий день, он попросил пощады. Но на пути домой с прекрасной Людмилой Руслан снова сталкивается с препятствием.

Коварный Фарлаф поджидает его и трижды прокалывает грудь мечом. Троичность связана и с образом Людмилы. Ведь именно три девы встречаются княжне во дворце Черномора. Три девы, красоты чудесной,

В одежде легкой и прелестной

Княжне явились, подошли

И поклонились до земли. В свою поэму писатель вводит сказочные атрибуты. Самым прямым напоминанием о том, что мы попали в волшебный мир является описание дворца Черномора.

Недаром он напоминает Людмиле сказки Шахерезады.

Довольно… благо мне не надо

Описывать волшебный дом:

Уже давно Шехеразада

Меня предупредила в том. Автор начитает описывать великолепие дворца, но потом решает, что довольно, так как те, кто знает сказки Шахерезады, смогут представить себе все это великолепие. Также в поэме появляется шапка-невидимка, позволяющая Людмиле свободно гулять по дворцу. Но вскоре она приносит беду своей новой хозяйке. Девушка засыпает, и Руслан никак не может ее найти.

Только случайно мечом он сбивает шапку с возлюбленной. Так меч возлюбленного не приносит девушке никакого вреда. Но вот меч недруга разит самого Руслана.

И к жизни его возрождает мертвая и живая вода — непременный атрибут множества сказок. После этого Руслан получает волшебное кольцо от Финна, чтобы снять чары со своей возлюбленной. Но не только предметы, но и волшебные существа живут в сказочном мире пушкинской поэмы.

Это горбатый карлик Черномор с чудесной бородой, в которой заключена вся сила злого волшебника, большая голова в шлеме, хранившая заветный меч. В повествовании встречаются и второстепенные волшебные герои. Это колдуны, у которых учится искусству магии Финн. У таких же колдуний научилась своему волшебству и Наина.

Также она может обращаться не только в кошку, но и в крылатого змея. В окно влетает змий крылатый;

Гремя железной чешуей,

Он в кольца быстрые согнулся И вдруг Наиной обернулся… Перевоплощаться в других может и Черномор. Такое мы видим в поэме, когда он принимает на себя облик раненого Руслана. В сказочном повествовании возникают и былинные образы, характерные для народного фольклора. Это портреты витязей, которые приобретают богатырские черты не только в своем внешнем виде, но и в сражении.

Руслан противостоит голове, а потом один решает исход битвы. Вспомним, что на день раньше поединок между русскими воинами и печенегами не выявил победителей.

Самым важным элементом в сказочном повествовании является победа добра над злом. Эта идея прослеживается на протяжении всего произведения. Так Рогдай, который пошел против Руслана, погибает. Повержен и Фарлаф, пытавшийся обманом заполучить Людмилу.

Но в русских народных сказках прощают даже злодеев. Такова судьба и Фарлафа, и Черномора, которого приняли во дворец. … Фарлаф пред ним и пред Людмилой У ног Руслана объявил Свой стыд и мрачное злодейство; Счастливый князь ему простил; Лишенный силы чародейства, Был принят карла во дворец… Положительные же герои обретают свое счастье. Ротмир находит подругу жизни и становится простым рыбаком.

Руслан тоже смог вернуть себе Людмилу. Отдельного рассмотрения заслуживает вступление, которое А. С. Пушкин написал немного позже основного текста. Кажется, что в нем каждое слово взято из какой-то сказки. Подобное описание с первых же строк поэмы погружает нас в волшебный мир народно-сказочного описания. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.

Чудеса в поэме Пушкина начинаются с первых слов и и заканчиваются последним многоточием. Восторгов краткий день протек — И скрылась от меня навек Богиня тихих песнопений… Это говорит о том, что сказочный период в творчестве А. С. Пушкина только открывается.

Он продолжит народно-сказочную тематику и в других творениях. И те произведения окажутся настолько нам близкими и родными, что мы запомним их с детства. Но свои первые опыты поэт представил в поэме «Руслан и Людмила» и смог с помощью поэтических строк погрузить нас в волшебный мир сказки, который останется с нами на всю жизнь.




Народно-сказочное повествование в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»