Народность произведений Крылова можно проследить и на языке его басен. Достаточно сопоставить, сколько пословиц он включил в текст басен и сколько созданных им строк осталось жить в языке на правах пословиц и поговорок. И тех и других — множество. Например, пословица «Можно бы про это песню спеть, да чтоб кого по уху не задеть» приведена Крыловым в басне «Гуси» в такой форме:
Баснь эту можно бы и боле пояснить Да чтоб гусей не раздразнить. Пословицы «Глаз видит, да зуб неймет», «Зелен вино-рад, когда не дают» встречаем в басне «Лисица и Виноград»: Хоть видит око, Да зуб неймет. «…На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь». Пословица «Как жить ни тошно, а умирать еще тошней» нашлась в басне «Крестьянин и Смерть»: Что как бывает жить ни тошно, А умирать еще тошней.
Но и стихи Крылова влились в нашу речь. Сборники пословиц И. Снегирева, В. Даля и другие показывают, что в народе пословицей ходит слегка измененная строка из басни «Парнас»:
У кого голова пуста, То голове ума не придадут места.
В пословицы обратились строки из басни «Волк и Ягненок»: «У сильного всегда бессильный виноват». А строки из басни «Орел и Крот» в полном виде стали пословицей:
Не презирай совета ничьего, Но прежде рассмотри его.
Ряд басен Крылов посвятил героической борьбе русского народа с армией французов в 1812 году. О басне «Волк на псарне» было сказано выше. В басне «Кот и Повар» выражается недовольство тактикой правительства по отношению к Наполеону.
Басня «Обоз» написана в защиту военных планов Кутузова. Крылов негодует против людей, которые в дни общего бедствия думали только о собственной корысти, в надежде поживиться оставались в занятой французами Москве.
Типичность образов, созданных Крыловым, многогранность сатиры, наблюдательность автора, умение передать устойчивые черты человеческого характера, подлинная народность сделали басни его бессмертными.
Дайджест:
- Система образов басен крыловаСистема образов. Басня, как сказка, нарушает логические отношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы человеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий, ... Читать далее...
- Идейно-тематическое содержание басен КрыловаИдейно-тематическое содержание. Басня — небольшое произведение повествовательного характера в стихах или в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформулированному моральному выводу. Басня — один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности. Часто баснописцы создают свои произведения на традиционные сюжеты, поскольку ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие басен КрыловаБасни, написанные Крыловым, различаются по своему характеру и виду. Некоторые представляют собой сатирический памфлет, многие — рассказы в стихах, есть басни — бытовые сцены, есть и басни-аллегории и т. д. Поразительно широк тематический охват басен Крылова — вся Россия, от мужика до царя, представлена в них. Острие сатиры направлено против дворян-тунеядцев, вельмож, бюрократов и взяточников, ... Читать далее...
- Особый цикл басен Крылова посвященных войне с НаполеономОсобый цикл басен посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это «Раздел», «Кот и Повар», «Обоз», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот». Пронизанные патриотическим пафосом, все они пользовались широкой известностью в армии. В басне «Волк на псарне» изображено тяжелое положение Наполеона после Бородинского сражения. В ... Читать далее...
- Тема сочинения: Актуальность басен КрыловаВ баснях Крылова — быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г. Белинского, в баснях выразилась «целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности. И своей собственной, и завещанной отцами из рода в род». Во ... Читать далее...
- Художественные особенности басен крыловаХудожественные особенности. Мастерство Крылова-баснописца остается непревзойденным. Ему удалось условно-дидактический жанр сделать формой подлинно реалистических произведений, предварив многие открытия Грибоедова и Пушкина. В баснях Крылов использовал весь предшествующий литературный опыт: от драматургии он берет остроту и динамичность сюжета, мастерство в построении диалога, речевую характеристику персонажей; от прозы — простоту и естественность рассказа, психологическую достоверность мотивировки поведения ... Читать далее...
- Цикл нравоучительных басен КрыловаВ цикле социально-бытовых, нравоучительных басен главнейшими являются Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное зерно», «Свинья под Дубом», «Голик», «Волк и Журавль», «Лжец» и др. В «Мартышке и Очках», «Свинье под Дубом» осмеиваются невежество, глупость и высоко ставятся ум, здравый смысл, ясное понимание жизни. Отвлеченную книжную ученость, пустое теоретизирование Крылов осуждает в басне «Огородник и Философ». ... Читать далее...
- Выразительное чтение басен Ивана Крылова на примере «Волк и Ягненок»Выразительное чтение басен, это, скорее, не выразительное чтение, а выразительное рассказывание. Как свидетельствуют современники И. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, которая его чтение можно было воспринять за продолжение житейского разговора. Т. е. в основе чтения басни лежит принцип живого и естественного сказа, который включает в себя такое ... Читать далее...
- Крылатые фразы из басен КрыловаА Васька слушает да ест. Выражение из басни «Кот и повар» , в которой рассказывается о том, как за время отсутствия повара кот Васька съел приготовленную курицу. Когда повар вернулся и увидел, что кот ест курку, он, вместо того, что бы подвергнуть его наказанию, начал убеждать его, что так делать нельзя, что это не хорошо, ... Читать далее...
- Крылатые выражения из басен КрыловаСмысл афоризма — Демьянова уха. Выражение связано из одноименной басни. Демьян, стремясь отвадить от своего дома соседа Фоку, который любил ходить к нему в гости, находит хитрый способ для этого — он щедро угощает Фоку рыбной ухой. У соседа уже нет сил выдерживать чрезмерное гостеприимство: Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от ... Читать далее...
- Образы животных в баснях КрыловаБасня ― это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ― воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ― это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны. В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные ... Читать далее...
- Смысл крылатых выражений из басен КрыловаДа Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Выражение из басни «Лебедь, Щука и Рак» , в которой речь идет о том, как главные персонажи взялись вместе везти загруженную телегу, но так и не смогли этого сделать из-за того, что каждый рвался к своей стихии и передвигался согласно своей природе: ... Читать далее...
- Чему учат нас басни, на примере басен Лафонтена и КрыловаОдной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чему учит нас басня? Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как ... Читать далее...
- Почему мне нравятся Басни И. А. КрыловаС детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение — а оно в басне присутствует обязательно — понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери ... Читать далее...
- Анализ басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука» Басни Крылов И — А —Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука» Басни Крылов И. А. Когда между товарищами нет согласия, на лад, как известно, их дело не пойдет… Однако, «согласие в товарищах» — это не единственное условие успешной деятельности. Каждый из участников проекта должен обладать необходимыми способностями, в противном случае, если слепой ведет слепого ... Читать далее...
- Осуждение недостатков в баснях И. А. КрыловаСочинение по произведениям великого русского баснописца Крылова. Басни И. А. Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животных, насекомого и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, «одной бровью подмигивают на людей». Итак каждая прочитанная басня вызывает ... Читать далее...
- Иллюстрации басенПочти каждая басня Ивана Андреевича Крылова живо откликалась на какое-нибудь общественное явление или какой-либо вопрос, занимавший современников. Широко известны, например, басни, посвященные Отечественной войне 1812 года. Одна из них — «Волк на псарне», где под видом Волка высмеян Наполеон,- была всеми принята с особым восторгом. Басни Крылова так отлично выражали народный взгляд на жизнь и ... Читать далее...
- Общее в баснях И. КРЫЛОВА «Волк и ягненок» и ЭЗОПАИзвестно, что сюжеты многих басен возникли еще в давность, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений. Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Эзопа и Крылова. Эзоп — легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Эзопа прозаические, повествовательные, лаконичные. Главное внимание отводится стычке между ... Читать далее...
- Эволюция басни КрыловаПочему же Крылов не выступил в жанре басни в то время, когда она была уделом третьестепенных литераторов, т. е. когда обращение к басне больше соответствовало его литературному положению? Теперь же, получив признание в качестве комедиографа, он навсегда оставляет театр, делая выбор в пользу другого жанра. Весь путь Крылова в литературе представляет движение к жанрам, которые ... Читать далее...
- Образ Сочинителя в басне Крылова Сочинитель и Разбойник»Особое место в творчестве Крылова занимает басня «Сочинитель и Разбойник». Художественно выразителен в ней образ Сочинителя. Он испытывает страх перед революцией, перед свободным словом. Его обвиняет Мегера. Но ее изуверская речь не может трактоваться как мысли самого баснописца. Сочинитель Разливал в своих твореньях яд, Вселял безверие, укоренял разврат, Был, как Сирена, сладкогласен И, как Сирена, ... Читать далее...
- Басни И. КрыловаБасни И. А. Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животных, насекомого и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, «одной бровью подмигивают на людей». Итак каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню «Демьянова похлебка», ... Читать далее...
- Разоблачительная и поучительная направленность басен Л. ГлебоваЛеонид Иванович Глебов в своих баснях остро подвергал критике несправедливый суд, жестокость господ, безделье, хвастливость, подхалимство и т. п. Основным признаком басни является ее аллегоричность. Согласно этому басня имеет две части — повествовательную и поучительную. Так, например, в басне » Лисица — Жалобница» в первой ее части рассказывается о жестоком поступке лицемерной Лисицы, а во ... Читать далее...
- Басни Крылова, в которых автор обличает общественные недостатки современной ему жизниПри общей оценке басен Крылова надо сказать, что главные художественные достоинства их заключаются, во-первых, в языке и художественности формы, а» во-вторых, в поразительной выпуклости и реализме. Крылов говорит чисто-русским, народным языком; он употребляет часто уменьшительные, — «куманек», «светик», — или такие выражения и обороты речи, которые свойственны только простонародному, бытовому языку: «невеста-девушка смышляла жениха», «отколе ... Читать далее...
- Значение творчества Крылова для русской литературыКрылов принадлежал к русским просветителям XVIII века, во главе которых был Радищев. Но Крылов не сумел подняться до идеи восстания против самодержавия и крепостничества. Он полагал, что улучшить общественный строй можно путем морального перевоспитания людей, что социальные вопросы следует разрешать с помощью просвещения членов общества. Крылов был убежден в необходимости монархов и выступал только против ... Читать далее...
- Комментарии к басням Крылова Волк и КукушкаКНИГА ВТОРАЯ I. Лягушки, просящие Царя. Впервые напечатана в издании басен 1809 г.. II. Лев и Барс. Впервые напечатана в издании басен 1815 г., ч. III. III. Вельможа и Философ. Впервые напечатана в «Чтении в Беседе любителей русского слова», 1815., ч. XVI, . Басня, видимо, имела в виду литературное общество «Беседу любителей русского слова», открывшееся ... Читать далее...
- Реализм басен Леонида ГлебоваНаивысшего своего развития басня достигла в XIX веке в творчестве Леонида Глебова. Украинская басня вознеслась на высшую ступень с выходом в свет сборника «Малороссийские присказки» в 1834 году. Известно 107 басен, написанных этим неутомимым тружеником, который, по словам Ивана Франко, даже в годы страшного застоя и всеобщего упадка литературной жизни в Украине не выпускал из ... Читать далее...
- Сатира Крылова и ее влияние на русскую литературуСатира Крылова не щадит и царей: в XX письме войны, уносящие бессчетные человеческие жизни, происходят по вине государей, прозванных «великими». Образ «мисантропа», осуждающего пороки царя и сограждан, образ писателя, научившего молодого государя прислушиваться к голосу истины, невольно сопоставляется с главой «Спасская полесть» в книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и выполняет сходное с ней ... Читать далее...
- Художественное мастерство Крылова на примере басни «Тришкин кафтан»Художественное мастерство Крылова в его баснях поистине совершенно. Но отточенный стих давался Крылову ценой огромного труда. Тщательно отделывая свои басни, Крылов многие строки переписывал по десять, двадцать раз, подбирая единственные, незаменимые выражения и слова для каждой строки и фразы. Да и написав басню, он продолжал совершенствовать ее текст. «Я до тех пор читал мои новые ... Читать далее...
- Сочинение: Историческое и философское звучание басни И. А. Крылова «Волк на псарне»Когда мы читаем басни Ивана Андреевича Крылова, то не всегда можем определить, какие конкретные жизненные события послужили поводом к их написанию. И в этом нет ничего удивительного: ведь со времени их создания прошло уже около двухсот лет. При этом многие строки из его басен, ставшие фактически народными пословицами и поговорками, знакомы всем с детских лет. ... Читать далее...
- Козьма Прутков. Пастух, молоко и Читатель. Что высмеивается в этой пародии?1. Что высмеивается в этой пародии? В этой пародии высмеивается попытка поучать, когда для поучения нет никаких оснований. 2. Назовите все приметы басни в данной пародии. В стихотворении «Пастух, молоко и Читатель» есть все приметы басни. В нем есть басенные герои. Можно считать событием путешествие Пастуха. Но в этом событии не ясны цель и результат. ... Читать далее...
Народность басен Крылова