Народность поэзии Н. А. Некрасова

Сочинения по литературе: Народность поэзии Н. А. Некрасова

«Любимейший русский поэт, — писал Добролюбов, — представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила». В стихах Некрасова действительно были жизнь и сила, так как его творчество прежде всего впитало поэзию простого народа.

Когда читаешь множество его стихов о крестьянах, такое впечатление, будто сами крестьяне делятся с нами своими радостями и горестями. Язык стихов при внешней простоте языковых форм музыкален и ярок. Речевые характеристики

органично вписываются в повествование, не нарушая ритмику строф. Когда мы читаем:

Стала скотинушка в лес убираться,

Стала рожь-матушка в колос метаться, —

Мы чувствуем подлинность русского слова. Как типично для того времени словосочетание «рожь-матушка»,

Выражавшее кровную связь крестьянина с долгожданными колосьями!

Даже о свекле поэт способен говорить с восторгом:

Точь-в-точь сапожки красные

Лежат на полосе…

Синтез стихов Некрасова с народной речью, с изустными преданиями, сказками, поговорками очевиден и придает его поэзии особую прелесть:

Весной, что внуки

малые,

С румяным солнцем-дедушкой

Играют облака…

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

Протяжные русские песни были знакомы Некрасову с детства. Хотя для маленького Коли, сына помещика, детство не было столь безоблачным, как обычно протекает оно у его сверстников из зажиточных слоев общества. Отец Некрасова не разрешал ребенку дружить с ребятишками из простонародья, а у Коли основные приятели были как раз из их числа.

Виноватым он себя не чувствовал, напротив, только за воротами усадьбы он имел полноценную возможность познавать мир. Он сам к старости вспомнит:

Под наши густые старинные вязы

На отдых тянуло усталых людей.

Ребята обступят: начнутся рассказы

Про Киев, про турку, про чудных зверей…

Способствовала его общению с простыми людьми и его няня, крепостная крестьянка. Наверное, в России тех лет все няни были прекрасными сказочницами, по крайней мере свою он вспоминал с добрым юмором:

Однажды няня говорит:

«Не бегай ночью — волк сидит

За нашей ригой, а в саду

Гуляют черти на пруду!»

И в ту же ночь пошел я в сад.

Не то чтоб я чертям был рад,

А так — хотелось видеть их.

Я постоял на берегу.

Послушал — черти ни гугу!

Я пруд три раза обошел,

Но черт не выплыл, не пришел.

О характере мальчика повествует его сестра. Она вспоминает, как в десятилетнем возрасте Коля полез за подстреленной уткой в ледяную воду, хотя его собственная собака войти в озеро не решилась. Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило.

Наследственный характер помогал мальчику, так как контрасты между идиллией деревенской природы, грубостями отца и невежественными учителями гимназии были разительными.

…Придешь, бывало, в класс

И знаешь: сечь начнут сейчас…

В итоге Некрасов научился создавать свои литературно-народные песни. Такие, как «Солдатская песня», «Песня убогого странника», «Русь», «Зеленый шум» и многие другие. Создавая эти песни, он мечтал, что придет время, когда:

Уступит свету мрак упрямый,

Услышишь песенку свою

Над Волгой, над Окой, над Камой…

Но поэт не был бы патриотом и одним из создателей «Современника» — журнала, постоянно критикующего правительство и царский режим, если бы и в песнях не высказывал революционные для того времени идеи. Например, «Песню убогого странника» Некрасов написал в то самое время, когда Александр Второй объявил, что он освобождает крестьян от помещичьей власти.

Я в деревню: мужик! ты тепло ли живешь?

Холодно, странничек, холодно,

Холодно, родименький, холодно!

Я в другую: мужик! хорошо ли ешь, пьешь?

Голодно, странничек, голодно,

Голодно, родименький, голодно!

Во многих стихах поэт открыто призывал крестьян к бунту и заранее приветствовал революцию:

Рать подымается — Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Поэт обеспечил свое бессмертие. Но мы нынче больше знаем и любим его не как политика, а как певца и рассказчика. Коробейники, Мороз — красный нос, дед Мазай, зеленый шум, который «идет-гудет», русская женщина, способная остановить на скаку коня и войти в горящую избу, — эти образы, эти фразы, ставшие поговорками, и есть истинное наследие великого поэта.

Достаточно, к примеру, взять немудрящее стихотворение «Соловьи», но как много оно вместило: и описание крестьянской семьи, и призыв беречь птиц, и курскую природу, и горечь от податей и рекрутчины…

Смотрите, как великолепно сложен неторопливый рассказ крестьянки. Она качает малыша и бает старшим:

…А в роще, милые мои,

Под разговор и смех народа

Поют и свищут соловьи

Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем…

Да только — —

Чуть-чуть соловушки совсем

Не разлюбили рощу нашу…

Сюжет напряжен, крестьяне собирают совет и приходят к решению:

На той поляне, в роще той Сетей, силков вовек не ставить…

Казалось бы, развязка конфликта? —

И понемногу соловьи

Опять привыкли к роще нашей.

И нынче, милые мои,

Им места нет любей и краше!

Ан нет. Кульминация не в проблеме с птицами, которую легко решить народным согласием. Проблема глубже, в самой жизни, которую на сходке не решишь:

А есть ли, мама, для людей

Такие рошицы не свете?

Нет таких мест. И при Некрасове не было, и сейчас нет. Потому что,, если б были такие места, «Все на руках своих детей туда бы отнесли…»!

Настоящий талант не зависит от времени. Абсолютно верно предсказал Чернышевский: «Его слава будет бессмертна… вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов».




Народность поэзии Н. А. Некрасова