Народные предания о недоступности Казбека
Казбек в «Споре» — поэтический образ, под «Казбеком» разумеется вообще Кавказ. Народные легенды дают возможность еще яснее определить символику «Спора».
Силы, которым окончательно покорится Казбек, которые заставят его «навек затихнуть», движутся с севера. Указывает в «Споре» на них Эльбрус.
В фольклоре народов Кавказа, в частности адыгском, имеется много произведений, которые включают мотивы предвидения угрозы Кавказу с севера.
Реальные основания для возникновения этого представления могли зародиться
Их потомки и наследники — аланы тесно придвинулись к Кавказу, широким валом облегли большие пространства и здесь осели, положив начало селящемуся в теснинах и ущельях народу ос-сов — осетин.
Многочисленные фольклорные произведения, доныне бытующие на Кавказе, северным грозным народом считают светловолосый и голубоглазый народ руссов. Это могло быть историческим приурочением. К девятому веку относится первый поход
В 944-945 гг. был совершен еще один поход на Кавказ. Большое значение для истории своего времени имел поход Святослава, который, разгромив в 965 году хазар, двинулся на Кавказ, где «ясы победи и касоги». Этот поход имел очень большое значение в истории народов Кавказа.
Судьбы русского и адыгского народов сблизились давно, сведения об этом восходят к начальным временам русской истории. Одно из русских княжеств — Тмутараканское — соприкасалось границами с землями адыгов. Среди тмутараканских жителей были адыги. Касоги — адыги неоднократно упоминаются в русских летописях. Летописи сохранили известие о походе сына Владимира Святого, князя черниговского и тмутаракан-ского Мстислава Храброго, и о его поединке с касожским богатырем Редедею.
В «Слове о полку Игореве» упоминается о Мстиславе, «иже зареза Редедю пред пълкы касожьскыми».
Легендарному кабардинскому мудрецу и мыслителю Лиуану народ приписывает рассказ о пришествии с севера народа, у которого волосы «светлые, как солома сжатой пшеницы», и глаза «такого цвета, как бывает небо в ясный день». Лиуан говорит: «Они придут и завоюют все долины и горы между морями, дойдут до мусульманской границы и с высоты гор скажут: выше меня и сильнее меня нет никого!»
Преданиях говорится, что этот дух обитает на Светлой горе — Ошха-Махо, Эльбрусе.
В одной из версий легенды рассказывается, что когда серая птица срывается с места и мчится ввысь, то земля трясется от биения ее крыльев, в горах несутся вихри, море закипает. Птица имеет вещий дар провидения. Одним своим глазом Симург видит все прошедшее, другим — все будущее.
Что же видит Джин-Падишах в будущем? Об этом говорится в других версиях. Недавно опубликован следующий вариант легенды. Реальный кавказский комментарий постепенно приводит к уяснению того факта, что «Спор» окружен подлинно кавказскими представлениями и мотивами.
Близость особенно ощутима при сравнении стихотворения Лермонтова с последним преданием. Упоминание о «светловолосых урусах» носит следы исторического приурочения, которое возникло, видимо, в период кавказских войн, происходивших в XVIII и XIX вв. Именно в таком виде оно и близко «Спору».
В записях XIX в. оно приводится в такой же исторически приуроченной форме, как и в варианте, опубликованном в сборнике «Кабардинский фольклор».
Близость, повторяем, бросается в глаза. Основной момент действия лермонтовского стихотворения — спор — в легенде также на первом плане, в форме противоборства между всесильным и более мудрым «тха великим» и мятежным «тха птиц». Роль великого бога легенды, который предвидит все лучше ослушно-го бога, потому что, в конце концов, он является решителем судеб, очень близка роли мудрого провидца «Спора» — Шат-горы. Весьма ощутима близость между мятежным богом предания и Казбеком лермонтовского стихотворения.
Предание об обитающем на Эльбрусе царе птиц, Джин-Падишахе, хорошо было известно тем, кто посещал Кавказ, путешествовал по нему или жил там. Ведь в нем говорилось об Эльбрусе, который прежде всего обращал на себя внимание. Упоминания об этом предании встречаются в записках, очерках, статьях и других сочинениях, опубликованных и до написания Лермонтовым «Спора» и после.
Об интересующем нас предании упоминает, например, Семен Броневский: «Горские народы вообще почитают сию гору за волшебную, и полагают там всегдашнее местопребывание Царя духов, известного у них под именем Джин-Падиша».
Об этом предании говорит и С. Д. Нечаев, посетивший Кавказ и Пятигорье в 1825 г., как раз в то время, когда там мальчиком побывал Лермонтов. «Из сонма седых гигантов, — пишет Нечаев, — двуглавый Эльбрус и выше и ближе всех. Главная его поверхность выражает какое-то важное спокойствие, приличное царскому величию. Там, по уверению Горцев, которые подобно прочим младенчествующим народам, неприступные места почитают за священные, там основал ледяной престол великий Джин-Па-диша, владыка духов.
Многие видали в горных вертепах его преступников, видали даже жестокие между ними битвы».
Легенды о Казбеке, проникнутые идеей о его недоступности, народные поверья; распространенные на Кавказе и вообще на Востоке сказания о приходе с севера народа-воина, к которым примыкают приведенные нами кабардинские народно-поэтические произведения; круг эльбрусских легенд, еще раз повторяющих мотивы о северных пришельцах и о провидении будущего и заключающих в качестве одного из важных сюжетных компонентов мотив борьбы-спора, — все это находит близкое соответствие в лермонтовском произведении. Локальный Кавказу «Спор» — весь в тесных соприкосновениях и связях с народной поэзией.
Народные предания о недоступности Казбека