Наш собеседник Карамзин

Историческая эпоха — силовое поле противоречий и пространство человеческого выбора, что сама суть ее как исторической эпохи состоит в подвижной разомкнутости на будущее; тело некая равная себе субстанция. Житейской мудростью, или здравым смыслом, знанием людей без чего невозможно то искусство понимать сказанное и написанное, каковым является филология. Содержание гуманитарной мысли по-настоящему обнаруживается только при свете жизненного опыта — человеческого опыта.

Объективное существование смысловых аспектов литературного

слова имеет место лишь внутри диалога и не может быть извлечено из ситуации диалога.

Истина лежит в иной плоскости. Древний автор и древний текст общение с ними есть понимание «поверх барьеров» непонимания, предполагающее эти барьеры. Минувшая эпоха — эпоха жизни человечества, нашей жизни, а не чужой.

Быть взрослым — это значит пережить детство и юность. Заключение Автор «Истории Государства Российского» — человек астрономически далекой эпохи, чей язык и убеждения считались глубокой стариной уже в 1840-х годах.

Карамзин — виднейший деятель своей эпохи, реформатор языка, один из отцов русского

сентиментализма, историк, публицист, автор стихов, прозы, на которых воспитывалось поколение. Все это достаточно для того, чтобы изучать, уважать, признавать; но недостаточно, чтобы полюбить в литературе, в себе самих, а не в мире прадедов. Кажется, две черты биографии и творчества Карамзина делают его одним из наших собеседников.

Историк-художник.

Над этим посмеивались уже в 1820-х, от этого старались уйти в научную сторону, но именно этого, кажется, не хватает полтора века спустя. В самом деле, Карамзин — историк предлагал одновременно два способа познавать прошлое; один — научный, объективный, новые факты, понятия, закономерности; другой — художественный, субъективный. Итак, образ историка — художника принадлежит не только к прошлому, совпадение позиции Карамзина и некоторых новейших концепций о сущности исторического познания — это говорит само за себя?

Такова, полагаем, первая черта «злободневности» Карамзинских трудов. А, во-вторых, еще и еще раз отметим тот замечательный вклад в русскую культуру, которой именуется личностью Карамзина.

Карамзин — высоконравственная привлекательная личность, которая на многих влияла прямым примером, дружбою; но на куда большее число — присутствием этой личности в стихах, повестях, статьях и особенно в Истории. Карамзин ведь был одним из самых внутренне свободных людей своей эпохи, а среди друзей, приятелей его множество прекрасных, лучших людей. Он писал, что думал, рисовал исторические характеры на основе огромного, нового материала; сумел открыть древнюю Россию, «Карамзин есть наш первый историк и последний летописец».




Наш собеседник Карамзин