«Не сходи с лестницы своего дома — там зло. Дальше дома зло уже потому, что дальше — равнодушие в романе» В. В. Розанов

1. Роман о семейных отношениях. 2. Влияние общественного мнения на семью. 3. Трагическая концовка произведения.

Л. Н. Толстого всегда интересовали темы семьи, внутрисемейных взаимоотношений мужа и жены, их детей. Именно поэтому во многих произведениях великого писателя в центре повествования находится именно семья. В 1870 году Толстой задумал создать новый роман.

Безусловно, он не мог оставить в стороне волнующую его тему, более того, он сделал ее доминирующей в произведении. Так появился роман «Анна Каренина». Сам Лев Николаевич не

раз признавался, что в этом произведении любит прежде всего мысль семейную. Уже в 1873 году первый вариант романа был готов, причем на его создание великому писателю потребовалось около пятидесяти дней.

Однако славящийся своими кропотливыми доработками и переписыванием уже готовых вещей, Толстой и здесь не изменил своему правилу. С окончательной версией романа читатели смогли познакомиться только спустя четыре года, когда автором была завершена долгая переработка этого произведения. Во многом «Анна Каренина» своему появлению, по словам писателя, была обязана А. С. Пушкину и его произведениям. Многие литературоведы

склоняются к мысли, что Толстой в своем романе попробовал предположить, что бы стало с Татьяной из «Евгения Онегина», если бы она согласись на отношения с возлюбленным. Толстой вспоминал также незаконченный рассказ Пушкина «Гости съезжались на дачу…», где разговор шел о представительнице высшего общества, рискнувшей противоречить правилам света.

Однако не следует затею романа целиком адресовать влиянию Пушкина. В тот период в России сложилась такая историческая ситуация, которая не могла не отражаться на семьях известных фамилий, таких как Облонские, Каренины, Левины, Щербацкие. Только-только отменили крепостное право, правительство внедряет новые реформы, образовывается новый социальный слой купцов и коммерсантов, которые уступают дворянам в происхождении, однако часто превосходят их в материальном отношении. Толстой хотел показать и выяснить, как может повести себя обычная дворянская семья, «когда весь старый строй «переворотился» и когда масса, воспитанная в этом старом строе… не может видеть, каков «укладывающийся» новый строй». То есть государственный и общественный кризис был перенесен великим писателем и психологом на другой, семейный уровень.

Главная героиня романа Анна Каренина родилась и воспитывалась в мире, в котором превыше всего почитались благопристойные формы и мнимая правильность. Именно это нередко являлось замечательной ширмой для проникновения предательства, распущенности и человеческой подлости. Окружающий мир воспринимался своеобразным театром, где актеры настолько сживались, сплетались со своими образами, масками и манерой поведения, что все проявления естественности и искренности казались им диким или даже непристойным. Однако и обитатели светского общества ни на минуту не могли себя почувствовать людьми свободными.

Вся их жизнь подчинялась жестким рамкам и ограничениям. Любое возражение или отступление от общепринятых правил воспринималось окружающими, как выступление против самого общества. Отступники строго осуждались. Несмотря на привычное для дворянских девушек воспитание, Анна Каренина, по природе своей, имела несколько другой, новый склад характера.

Как она не старалась перебороть себя, она могла довольствоваться обманом и фальшью, даже если от этого зависела ее репутация или даже жизнь. По настоянию родителей, девушка довольно рано вынуждена была выйти замуж за богатого государственного чиновника Каренина. Ее муж, жесткий, мало эмоциональный человек, даже в мыслях частенько использующий язык цифр и фактов, даже не старался подобрать ключик к сердцу и душе юной супруги, воспринимая свою женитьбу как должное. Его не интересовало, что чувствует и как воспринимает мир его молодая и неопытная жена. «Они говорят: религиозный, нравственный, честный, умный человек, — размышляет женщина о супруге,- но они не видят, что я видела. Они не знают, как он восемь лет душил мою жизнь, душил все, что было во мне живого…».

Естественно, что в семье Карениных царило безразличие и холодная отчужденность. Тем более что муж, в отличие от молодой женщины, воспринимал брак, как определенного рода деловую сделку, которая не должна требовать каких-либо эмоциональных затрат. На первом месте у мужчины видимость хорошей и пристойной семьи.

Безусловно, живая, чувственная, деятельная натура Анны не могла бы долго выдержать в подобных условиях. Чувства и эмоции молодой женщины требовали естественного выхода, ее душа и сердце ждали незабываемой, настоящей и искренней любви. Поэтому внезапно вспыхнувший огонек между Анной к Вронским нельзя считать случайным событием. Страсть была предопределена долгим эмоциональным заточением молодой женщины. Встретив блестящего офицера и полюбив его, главная героиня уже не могла обуздать свои чувства и дальше притворяться счастливой супругой, лгать самой себе, мужу и окружающим людям.

Ее раздражала сама мысль о фальши и обмане, которыми беззастенчиво пользовались светские львицы в схожей ситуации. Перед Анной встает тяжелый выбор дурачить окружающих, оставаясь под одной крышей с опротивевшим мужем и имея любовника, или развестись с супругом, навсегда потеряв возможность общения с горячо любимым ребенком. Каренин никогда не согласится отдать жене сына Сережу из «высоких христианских побуждений». Молодая женщина решает в пользу своей обжигающей любви и уходит из семьи.

Люди ее круга осуждают Анну, причем не за связь с молодым человеком, а за ее неосмотрительность, за ее нежелание скрывать свои чувства. Даже те представители светского общества, кто сам жил в обмане и фальши, ставили себе в право осуждать пренебрегшую рамками приличий молодую женщину: «Все набросились на нее, все те, которые хуже ее во сто раз». Выбрав любовь, Анна жертвует своим ребенком.

Однако ей удается проститься с ним. Последнее свидание молодой женщины с сыном показало, насколько эти два человека были привязаны друг к другу. Для обоих разлука являлась глубокой психологической травмой.

Каренин по-своему все же испытывал чувства к своей молодой жене, однако в силу своего характера и зависимости от мнения окружающих людей уже не мог подчиниться своим чувствам и позволить женщине хотя бы изредка навещать своего сына. Однако любовь не приносит Анне счастья и успокоения. Воссоединившись с возлюбленным, она довольно скоро начинает чувствовать себя одинокой. Молодая женщина остается в полной социальной изоляции, поскольку вчерашние друзья и знакомые отвернулись от нее. С детства не приученная к какому-либо труду или делу Анна начала отчаянно скучать.

Ей оставалось только любить. Кроме того, в душе у Анны постепенно вызревал внутренний конфликт. Несмотря на некоторую долю эмансипированно, эта женщина оставалась представительницей своего времени. Ее стали терзать предрассудки, очень скоро она сама стала себя считать чуть ли не падшей женщиной.

Кроме того, Анну преследовала боязнь потерять любимого человека, одолевали «страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее». Несомненно, ее душевное состояние не могло не отразиться на внешней стороне жизни, отношения между молодыми людьми портятся. Вронский не в силах был выносить дурное настроение избранницы, ее беспочвенную ревность. Постепенно между любовниками установились натянутые отношения.

В результате Анна разочаровывается в своей любви, делая неутешительный вывод: «Все не правда, все ложь, все обман, все зло!» Трагический финал романа в большей степени предопределен предшествующими событиями. Анна Каренина, как Свеча, «вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла…». Общество жестоко отомстило отступнице от общепринятых правил.

Лев Николаевич в своем романе как нельзя верно показал, насколько личное, семейное счастье, а также сама «ячейка общества» зависит от окружения, насколько она уязвима в государстве, где царят лицемерие и обман. Через семейные отношения автор сумел правдиво воспроизвести все общественное устройство России современного ему времени. С другой стороны, выбор Анны Карениной еще раз доказал, что даже в безвыходной ситуации можно остаться честным перед самим собой и не позволить обстоятельствам ввергнуть человека в пучину обмана и фальши.




«Не сходи с лестницы своего дома — там зло. Дальше дома зло уже потому, что дальше — равнодушие в романе» В. В. Розанов