Некрасов и Белинский
В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни
Некрасова: он познакомился и вскоре подружился с Белинским. К тому
Времени великий критик находится в центре литературного движения эпохи и
Его мировоззрение приобретало уже революционно-демократический характер.
Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он
Угадал в Некрасове незаурядного человека и всячески способствовал развитию
Его таланта. Великий критик приобщал Некрасова к интересам, которыми жила
В те годы лучшая часть
И просвещенным деятелем. » Белинский видел во мне, _ вспоминал Некрасов, _
Богато одаренную натуру, которой недостает развития и образовония. И вот
Около этого то и держались его беседы со мною… имевшие для меня
Значение поучения.»
Некрасова многое роднило с великим критиком. В своих
Многочисленных критических статьях и рецензиях, печатавшихся на страницах
Газет и журналов того времени, Некрасов, как и Белинский, выступал против
Литературы, стоявшей на страже существующих порядков, и приветствовал
Появление произведений, героями
Привычки грубы, страдания обыкновенны до пошлости, страсти
Неблаговоспитанны, в которых нет ничего романтического и привлекательного,
Скорей много отталкивающего». Но теперь в результате постоянного общения с
Белинским, продолжительных бесед с ним по самым различным вопросам — от
Литературных до общественно-политических — взгляды Некрасова приобрели
Определенную стройность и цельность. Он окончательно переходит на позиции
Реализма и становится убежденным демократом и страстным пропагандистом
Идей «натуральной школы». Позднее Некрасов так говорил о благотворном
Влиянии Белинского на формировоние своих взглядов:
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе…
По словам Ф. М. Достоевского Некрасов «благоговел перед Белинским и,
Кажется, всех больше любил его за свою жизнь».
Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал
Советами, старался привлечь его к более активному сотрудничеству в
Журнале «Отечественные записки», где возглавлял критический отдел. Однажды
Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение «В дороге», в
Котором говорилось о печальной судьбе простой крестьянской девушки,
Воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за темного, но по-
Своему доброго парня-ямщика. Послушав стихотворение Белинский, по словам
И. И. Панаева, обнял Некрасова и со слезами на глазах сказал: «Да знаете ли
Вы, что вы поэт — и поэт истинный?»
Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке
Белинского как событие. Некрасов стал первым поэтом, в творчестве которого
Находили свое отражение важнейшие принципы «натуральной школы» : интерес
К жизни простого народа — и в первую очередь трудового крестьянства и
Городских низов, — ненависть к крепостному праву, ко всякого рода
Бюрократам, взяточникам, помещикам-самодурам.
Одно за другим появляются стихотворения Некрасова о крестьянской
Жизни: о судьбе «мужика — вахлака», который осмелился полюбить дворянскую
Дочь, о бедняке которому уготована одна дорога — «К кабаку»
, о сельской красавице, которую ожидает горькая доля русской
Женщины. Одновременно поэт с гневом пишет и чиновнике, который
Ради карьеры не гнушается никакими средствами и доползет ужом «до хорошего
Местечка», купит дом и схватит нужный «крупный чин» («Колыбельная
Песня»), об алчном и лицемерном буржуа-накопителе.
В середине 1840-х годов начинается активная деятельность Некрасова
Как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. Он почувствовал,
Что прошло время более тесно сплотить ряды передовых русских литераторов,
Объединить их вокруг одного печатного органа с единой идейной и
Художественной платформой. И в этом его поддержал и оказал самую
Существенную помощь Белинский. В 1844 — 1845 годах Некрасов выпустил два
Тома альманаха «Физиология Петербурга», а в 1846 году «Петербургский
Сборник».
Альманахи, подготовленные Некрасовым, открыли русскому читателю
Неведомые ранее стороны российской действительности, познакомили с новыми,
Почти не встречавшимися в литературе героями (дворники, прачки, шарманщики
И др.), обострили внимание к социальным вопросам. Кроме того, некрасовские
Альманахи дали возможность представителям «натуральной школы», лучшим
Писателям гоголевского направления выступить единым фронтом, заявить о себе
Как о главной, ведущей силе в русской литературе.
Альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» были
Тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в
Лице Белинского.
Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное
Предприятие — издавать свой собственный журнал, который должен был стать,
По его мнению, оплотом передовой русской общественной и литературной
Мысли. По замыслу Некрасова, новый журнал должен был вести борьбу с
Крепостничеством, с основонием самодержавного строя и с реакционной
Литературой. С помощью друзей поэт вместе мс писателем И. И. Панаевым в
Конце 1846 года взял в аренду журнал «Современник», основанный еще А. С.
Пушкиным.
Первый номер обновленного «Современника» вышел из печати в январе
1847 года. Это было событие огромного общественного и литературного
Значения. В России появился наконец журнал, открыто выступавший за
Освобождение крестьян и возглавлявший борьбу лучших сил передовой русской
Интеллигенции против мерзостей «гнусной российской действительности»
. Направление «Современника» было охарактеризовано
Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года»,
Опубликованной уже в первом номере некрасовского журнала. В ней
Говорилось: «Если бы нас спросили, в чем состоит отличительный характер
Современной русской литературы, мы отвечали бы: в более и более тесном
Сближении с жизнью, с действительностью…»
Некрасов и Белинский