Некрасов как «певец страданий народных»
Николай Некрасов — известный русский поэт середины XIX столетия. Смерть поэта и его погребение превратились в демонстрацию большой любви к певцу «страданий народных». Во время траурной церемонии Достоевский произнес речь и сказал, что Некрасов стоит в одном ряду с Пушкиным и Лермонтовым.
Но кто-то из толпы поправил его: «Выше чем Пушкин и Лермонтов!» Так возвышенно думали современники о творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Чем заслужил себе такую славу поэт? Почему у него оказалось так много последователей — Добролюбов,
Оказывается, следовало только увидеть напечатанными свои романтические мысли, юношеские раздумья и мечты, как сразу стало понятным, что это совсем не то, о чем нужно писать.
Сразу ли после этого понял поэт, о чем же следует писать? Нет, не все так просто. Некрасов работает над чужими произведениями, пишет фельетоны, заметки, комедии, и постепенно сознает, о чем нужно писать для массового читателя, что литература должна быть демократической.
В
Поэту как-то просто и легко удается войти в жизнь крестьянина, рассказать о трагической истории бедной девушки, в песне передать печальное расположение духа рекрута, который должны служить продолжительное время на чужбине. Стихи Некрасова мне кажутся чем-то средним между поэзией и прозой — так, будто эти жизненные истории рассказывает пушкинская няня: просто, душевно, с ярким воображением и богатым жизненным опытом.
Некрасов, в самом деле, принес в литературу тематику народной жизни. Например, возьмем стих «Раздумья возле парадного подъезда». Простые люди из народа — «мужики» — вызывают симпатию и сочувствие.
Они седые, у них загорелые руки и лица и согнутые спины. На фоне богатеев, которые подъезжают к дверям высокого вельможи, они имеют вид скромных, обездоленных людей, у которых одна общая судьба. «Крест на шее и кровь на ногах» — так подчеркивает поэт их единство. И за этими тремя пилигримами, которых беспощадно жжет знойное солнце, можно увидеть всю Русь — несчастную, бедную, обездоленную, которая несет свой трудный крест.
В нашей жизни тоже сохранились такие же самые пережитки отношений: перед богатыми приоткрываются все двери, бедные же должны долго топтаться под дверями и возвращаться домой ни с чем… Расположение духа после прочтения стиха долго остается печальным. Некрасову удалось создать не просто стих, а песню несчастного народа.
За тремя фигурами просителей виднеется все государство.
Горем народным заливаются все поля и реки, так как где народ, там и стон: «Эх, сердечный! Означает что он — стон твой бесконечный?» Я будто вижу перед собой бурлаков, жнецов, кузнецов, которые слушают стих Некрасова: по щекам у женщин катятся слезы, а у мужчин сильнее сжимаются кулаки. Хочется изменить жизнь, хочется спросить, почему же такие неравные условия жизни?
Поэт писал о народе и понимал этот народ, очень близко к сердцу принимал его боли и тревоги, поэтому и любили люди поэзию Некрасова.
Стихи Некрасова перекликаются с поэзией Шевченко. Оба поэты душой болеют за свой народ, хотят разбудить людей от моральной спячки, достучаться до их социального сознания. Конечно, такие стихи не могли оставлять людей равнодушными и постепенно делали свое дело — «звали к топору», выводили людей на бунты, митинги, принуждали думать, думать, думать.
А когда человек становится мыслящим, то из него не так легко сделать марионетку.
Шевченко и Некрасов доказали своими жизнями, что, в первую очередь, нужно быть гражданином. Ранняя смерть Шевченко поразила Некрасова и в стихе «На смерть Шевченко» русский поэт оплакивает известного украинского кобзаря. Поэты-Демократы сделали немалый взнос в появление мыслящего человека в России и Украине.
И хотя это было нелегкое время, когда запрещалась свободная мысль, властвовала цензура, царская опала, но сознательная интеллигенция России и Украины не останавливалась, не переставала работать. Огарев, Герцен, петрашевцы, суриковцы, «Русская Тройка» — все делали пусть немного, но то, чтобы народ сознавал себя большой силой и не превратился в рабов. Поэты, художники, передовые люди того времени делали все, что могли, чтобы не дать прийти в упадок духовые свободы и воли.
Поэзия Некрасова наполнена картинами народной жизни. Ее простым, будничным языком поэту удалось соединить в своих произведениях «все ужасы бедности, голода, холода» — так писал Аполлон Григорьев, который опасался, что после такого «молота» уже ничто не сможет подействовать на «ошарашенную душу». Но, как видим, «певец страданий народных» был прав. Возможно, благодаря таким, как Николай Алексеевич Некрасов, существует прогресс вперед, есть изменения в жизни людей. Народ, разбуженный поэтом и его соратниками, постепенно поднимался с колен, сознавал свое значение и, в конце концов, сумел стать свободным.
Хотя понятие «воля-неволя» это довольно дискуссионная вещь, но все же поэзия Некрасова — это яркая страница в развитии не только литературы, но и культуры и истории русского и украинского народа.
Некрасов как «певец страданий народных»