Нелинейное письмо как атрибут литературы постмодернизма

Сочинение на примере творчества Милорада Павича. «Первый писатель третьего тысячелетия», «Шахерезада XXI ст.» — такими эпитетами характеризуют литературные критики творчество сербского писателя Милорада Павича. Произведения этого художника или не воплощают черты постмодернизма. Им присущие критическое отношение к рациональным основам бытия, понимание неоднозначности и противоречивости мироздания, деструкция единства, множественность как главная основа существования. В своих произведениях М. Павлин отказывается от линейного

письма, при котором тексты по обыкновению неизменяемые: они предохранятся, будто музейные экспонаты, в них нельзя изменить ни одного слова, переставить местами главы.

Отбрасывая «монопольное право автора на истину», Павлин своими книгами приглашает читателя к сотворчеству, для чего широко использует игру с текстом и читателем. Произведения этого писателя, непривычные за структурой, можно читать как традиционным способом — из листа, так и на компьютере.

Славу писателя первой величины, который открыл новую главу в истории литературы, М. Павичу — известному специалисту из классической филологии

— принесло произведение «Хозарский словарь» . Этот роман-словарь, посвященный истории воинствующего кочевого племени, состоит из трех книг: Красной книги, Зеленой книги, Желтой книги, — каждая из которых в свою очередь, как любой справочник, составляется со словарных статей. В указаниях «Как пользоваться словарем» автор предлагает читателю пользоваться книгой на собственное усмотрение: то ли отыскивать нужное имя или слово, то ли читать подряд с начала до конца. Таким образом автор предлагает огромное количество возможных комбинаций статей, которую читатель избирает сам.

В содержании романа «Пейзаж, нарисованный чаем», который имеет подзаголовок «Роман для любителей кроссвордов» представлено указания автора «Как читать роман горизонтально», «Как читать роман вертикально». В этом произведении читатель, варьируя комбинации сегментов текста, имеет возможность устанавливать новые связи между ними, наполнять их новым содержанием, изменяя начало и конец романа, — влиять на судьбу персонажей. Роман «Последняя любовь в Константинополе» с подзаголовком «Пособие из ворожение» составлено с 22 глав, которые имеют названия карт Тара.

Это произведение — своеобразная романтическая интерпретация карт Тара, где каждая карта стала отдельным рассказом. Тем не менее, с Тарой связанная не только название глав, а и их последовательность: от того, как лягут карты, комплект которых включено к книге, зависит движение сюжета и характер развязки. Раскладывая карты, читатель принимает непосредственное участие в создании текста. Структуру еще одного романа — «Ящик для письменной принадлежности» — определяет его название. Отпирая один за одной ящика, где сохраняется сверток почтовых открыток, прядь волос, глиняная колыбель, судебный журнал, читатель попадается в пространство с многочисленными лабиринтами со временем, направленным от смерти до перерождения.

Воссоздавая путь, пройденный героем, читатель приходит к пониманию глубинного смысла романа.

В послесловии к сборнику рассказов «Русский хорт» Павич говорит, что рассказ в нем находятся в такой, тесной взаимосвязи, которая «на поставленный вопрос в одном из них, можно получить ответ во втором, а прочитанные вместе они образовывают третью историю». Давая подсказку, которая одно из рассказов называется «Варшавский рог», а вопрос, поставленное в другом, звучит:

«И кто-то сейчас забирает у меня мои воспоминания и присваивает их себе?», автор предлагает тем, кто пожелает, объединить эти два самостоятельных рассказа. «Эту двадцатую историю в сборнике из девятнадцати рассказов писатель дарит счастливому исследователю», — говорит М. Павлин.

Тяжело отказаться от щедрого дара сотворчества, и потому количество почитателей этого необыкновенного художника все время неуклонно возрастает.




Нелинейное письмо как атрибут литературы постмодернизма