Немецкая литература середины 18 века

С середины XVIII столетия немецкая литература вступает в новый этап своего развития. Медленный, но все же ощутимый экономический подъем, способствовавший становлению буржуазных отношений в стране, обострение общественных противоречий, вызванных Семилетней войной, открыли более широкие возможности перед просветительским движением, создали условия для новых форм выражения антифеодального протеста. Более чем когда-либо литература, проникнутая пафосом отрицания и надежды, становится политической трибуной. В наибольшей степени эти тенденции

находят воплощение в творчестве Лессинга, писателя-борца, основоположника и теоретика просветительского реализма в национальной литературе.

Но Лессинг не был одинок в борьбе с косностью и рутиной, за утверждение того нового, что позволило бы немецкой культуре и искусству подняться до уровня достижений эпохи. Став, по словам Чернышевского, «отцом новой немецкой литературы», он выступил «главным в первом поколении тех деятелей, которых историческая необходимость вызвала для оживления его родины». Общественные и эстетические позиции Лессинга существенно отличались от принципов таких его выдающихся

современников, как Винкельман, Клопшток или Виланд.

Писатель-реалист, он был принципиальным противником многих сторон поэтики классицизма, и потому в своих теоретических трудах нередко вступал в полемику даже с концепцией Винкельмана. Но более непримирим Лессинг был к пиетизму Клопштока и его последователей, с одной стороны, и «гедонистической» лирике рококо Виланда — с другой. И все же творчество каждого из этих писателей было явлением сложным и развивающимся. Поэтому и Лессинг не подходил к ним «однозначно», стремился найти в них то, что делало их его соратниками: в классицизме Винкельмана — высокий гуманизм и гражданский идеал, в одах Клопштока — реальные мотивы и мощное эпическое дарование, в прозе Виланда — смелую мысль и глубокую жизненную правду.

Не менее сложным будет отношение Лессинга и к молодому поколению поэтов-сентименталистов, к складывающемуся движению «Бури и натиска». Мыслитель-рационалист, он в философии «чувства и веры» прозорливо увидит опасность «рецидива» пиетизма. Зато им будет поддержан боевой радикализм штюрмеров.

В «эпоху Лессинга» немецкая просветительская литература вступает в зрелый период. Почти в каждом из ведущих литературных и художественных направлений чувствуется духовное возрождение. Под влиянием учения Винкельмана складывается оригинальное классицистское направление в изобразительном искусстве — Однако ведущим отныне становится реалистическое направление, осуществляющее диалектическое соединение разума и чувства, интеллектуальное и эмоциональное начала. Своей вершины реализм в литературе достигает в творчестве Лессинга, а з и музыке. Говоря о «признаках жизни» в Германии с середины XVIII в.», Ф. Энгельс обращал внимание на то, что помимо «военного искусства» общественное движение проявлялось «в литературе, в философии. и добросовестном, объективном научном исследовании».

Если «в 1700 г.- еще варварство», то в «1750 г. — Лессинг и Кант, а вскоре затем — Гете, Шиллер, Виланд, Гердер; Глюк, Гендель, Моцарт».




Немецкая литература середины 18 века