Нет магии сильней, чем магия слов

Ежедневно каждый человек вступает в общение с другими людьми, тем самым несет какую-либо информацию посредством слов. Зачастую он не задумывается над тем, какая невидимая сила заключена в его словах. Магия слов… Какая бездна смысла поистине заключена в словах французского писателя А. Франса.

Это и поэтическое волшебство, и афористичность языка, и слова, запавшие глубоко в душу в какие-либо жизненные моменты.

О влияния слог на жизнь общества и жизнь человека заметил в свое время ученый Д. С. Лихачев, который особо подчеркнул тот факт,

что «слово связано с любыми формами бытия», в том числе с культурой, творчеством. Следует заметить, что умением управлять магией слов наделен не каждый.

Исключительной магией слов были наделены поэты и писатели. К числу великих гениев по праву следует отнести родоначальника русской поэзии А. С. Пушкина, которого известный критик В. Г. Белинский справедливо назвал «солнцем русской поэзии». Мы не знакомимся с Пушенным, мы входим в него —в мир, где давно ждут тебя, не удивляются тебе, а угадывают тебя и встречают. Разве ты можешь оказаться один на один с Пушкиным в мире сказок, былин, в мире любви, дружбы, в мире

подвигов и непокоя?

То тоскующий, как ветер пустыни, то пронзительный и упрямый, то как вздох богатырский, Пушкин идет, движется, заполняет огромную и мудрую душу земли. Пушкин — в роднике звенящем, в ливне, сверкающем над холмами. Пушкин — Родина.

Пушкин — жизнь. Не могу объяснить это: виднеется ли недалеко молодая дубрава, собираются ли в вышине тучи, поет ли трепетный жаворонок радом — всюду чудится Пушкин, чудятся жизнь, сильная и знакомая. И является образ воли, образ поэта:

Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы; Бежит он, дикий и суровы, И звуков и смятенья полн. На берега пустынных волн, В широкошумные дубравы…

Русская земля щедро наделила поэтическим даром и поэтов XX века. Ярким тому примером является талант С. Есенина. Перечитайте такие стихотворения, как «По-осеннему кычет сова…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Этой грусти теперь не рассыпать…», «Отговорила роща золотая…» и другие, и вы почувствуете всю неизъяснимую силу. Именно неизъяснимую. Ни понять, ни объяснить ее, кажется, невозможно.

Все слова доступны, даже слишком просты, а сцепления их, переливы и взаимные отражения образов, целостный контекст лирической массы излучают тот свет, который и составляет не переводимую ни на какой другой язык «тайнописную» суть лирики — лишь небольшой кусочек жизни, и непонятно, как этот скудельный сосуд радостей и болей, эта бесконечно малая величина в масштабе вселенной может рождать ощущение непреходящей сущности бытия, а вместе с этим и ценности человеческой жизни.

Оказывается, отдельный человек, его хрупкая малая личность может стать огромной величиной в искусстве, превратиться в культурную эпоху, в ее смысл и контекст, в ее будущее. На память при ходят удивительные строки известного поэта В. Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.

Мудрые поэты и писатели вели за собой читателя, побуждая его к раздумьям о цене человеческой жизни и месте в ней. Их магия слов была своеобразной путеводной звездой для читателя.




Нет магии сильней, чем магия слов