«Нет, не тебя так пылко я люблю…» Анализ стихотворения

Начало стихотворения

В первой строфе стихотворения мы встречаем отрицание: «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Но это отрицание одно­временно содержит утверждение: «я люблю». Вчитавшись в строфу, мы понимаем, что лирический герой стихотворения го­ворит о любви к конкретной женщине, но видит ее в двух ипо­стасях: молодую девушку с чистой душой, которую он любил в прошлом, в молодости, и женщину, которая блещет красой в светском обществе — юная девушка превратилась в опытную женщину.

Лирический герой стихотворения испытывает

чувство люб­ви к женщине, облик которой словно бы раздваивается в его сознании: ту, молодую, он продолжает любить, потому что мысль о ней связана для него с воспоминанием о его собствен­ной молодости и душевной чистоте, о сердце, способном стра­дать. Подруга молодости, ставшая взрослой, служит для него только символом, мостом к чистоте и силе чувств, испытанных когда-то.

В произведениях Пушкина мы встречаем цельное принятие женщины — такой, какая она есть в настоящий момент. Чувство трагического раздвоения, может быть, впервые пережито и опи­сано Лермонтовым.

Поэтическая мысль в стихотворении

«Согласны

ли вы с размышлениями литературоведа о том, что поэтическая мысль прошла три стадии: отказ от любви, погруже­ние в себя, воспоминание о прошлом и о том, что перед нами — трагическая судьба лирического «я»?»

Этот вопрос представляет из себя краткий пересказ последне­го абзаца аналитической статьи учебника, посвященной этому стихотворению. Содержание этого абзаца — вывод из предыдущих логических построений автора статьи. Исходный посыл этой статьи таков: «В этом стихотворении живого любов­ного чувства нет. Точнее, оно отнесено к себе и к умершей воз­любленной…».

В этом отрывке автор показывает глубинное непонимание смысла стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Со­ответственно, все последующие построения, основанные на лож­ном тезисе, а также вывод, оказываются несостоятельными.

Судьбу же лирического героя, безусловно, можно назвать трагической, но на иных основаниях, нежели предлагает автор статьи.

С помощью какой лексики реализована идея трагиче­ской судьбы в стихотворении

Идея трагической судьбы лирического героя реализована с помощью высокой романтической лексики: пылко… люблю, кра­сы твоей блистанье, прошлое страданье, молодость погибшую, долгим взором, таинственным… разговором, в устах, огонь угас­нувших очей.




«Нет, не тебя так пылко я люблю…» Анализ стихотворения