«Нет, весь я не умру…» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти
На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Можно прочитать юношеские стихотворения Пушкина «Моя эпитафия», «Желание», «Элегия», «Завещание». Но в них нет настроений трагической обреченности. Им присущи романтические тона.
Смерть поэта не страшит. Он верит, что умрет от любви.
В 30-е годы он уже не хочет умирать: О нет, мне жизнь не надоела, Душа не
Но тень мою любя, Храните рукопись, о други, для себя! Когда гроза пройдет, толпою суеверной Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный, И, долго слушая, скажите: это он; Вот речь его. А я, забыв могильный сон, Взойду невидимо и сяду между вами, И сам заслушаюсь…
Таким образом, Пушкин уверен,
2. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть? 3. Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста.
Обоснуйте свое мнение. 4. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы? 5. Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?
6. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения? Вечным проблемам бытия посвящен и «Каменноостровский цикл» стихотворений 1836 года. Это «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти», «Мирская власть», «Подражание италианскому».
Стихотворение «Отцы-пустынники и жены Непорочны…» представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая по обычаю повторяется в храмах в течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья. Вопросы и задания для анализа стихотворения А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…» 1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
2. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы? 3. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?
4. Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»? 5. От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва?
Почему «любоначалие» названо автором «змеей сокрытой»? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации?
6. Сопоставьте переложение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл? Текст молитвы: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения.
И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Ш м е м а н А. Великий пост. — М.
, 1993. — С.
28.) 7. Сопоставьте пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольского. В чем преимущества пушкинского текста?
Господь жизневластитель, Страстей всех тишину, Будь грешника хранитель Любовью и терпеньем, И немощному друг! Дай грешнику, молю. Да праздности недуг Ей Господи Царю! С томящею печалью Дай зреть мне прегрешенье!
Меня не отягчит, Дел братних осужденье И зов к любоначалью От уст моих отринь! Души не совратит.
Да, сердца в умиленьи, Да ввек непраздно слово На мне Отца Святынь Пребудет лишь готово Узрю благословенье На истину одну! Во век веков!
Аминь. 8.
Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие — приобретать? Почему? К «Каменноостровскому циклу» примыкает и стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…
«, навеянное посещением Пушкиным двух близких сердцу могил — А. Дельвига, похороненного на тесном петербургском кладбище, и могилы матери в Святых Горах. Контрастное построение стихотворения отчетливо проявляется на всех уровнях поэтической структуры: фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном. При анализе можно заметить и противопоставление цветовых, звуковых, пространственных особенностей текста, на антитезе строятся ритмические отношения частей стихотворения, соотнесение рифмующихся слов, поэтических интонаций. Вопросы и задания для анализа стихотворения 1.
Как меняется настроение и поэтические интонации в частях стихотворения, рисующих два разных кладбища? 2. Сопоставьте описание двух кладбищ. Какие образы и картины являются здесь ключевыми? 3.
Какую стилистическую окраску имеют определения-эпитеты в каждой части стихотворения? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Докажите, что первое кладбище поэт рисует с иронией.
4. Проанализируйте глагольную лексику.
Почему в первой части почти нет глаголов? 5. Какие синтаксические конструкции преобладают в каждой части? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?
6. Какова цветовая и звуковая гамма каждой части? Что показывает это наблюдение? 7. В чем разница выражений «гниют мертвецы» и «дремлют мертвые»? 8. Каков смысл открытого финала текста?
Как проведенный вами анализ помогает понять смысл стихотворения? Наблюдения над поэтической структурой стихотворения, организуемые учителем, помогают прояснить философский смысл стихотворения. Оно о смысле жизни, о месте последнего приюта человека. Горькая ирония первой части контрастна торжественному покою, тишине «кладбища родового», что подчеркивается открытым финалом текста. Но философский смысл стихотворения не в преимуществах одного кладбища перед другим.
Он в том, что остается от человека после смерти, нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности. Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что он успел сделать при жизни, какой нерукотворный памятник после него останется.
«Нет, весь я не умру…» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти