НЕХОРОШАЯ КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА
НЕХОРОШАЯ КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА
Квартира — совсем не случайный образ для Михаила Булгакова. Именно квартира становится тем художественным пространством, в котором разворачиваются основные события, обнажаются конфликты, выносятся приговоры, свершаются возмездия и даруются награды. Вспомните квартиру профессора Преображенского — мастерская демиурга, создателя, на которую поднимает лапу неблагодарное его создание.
Перечитайте «Зойкину квартиру» — уже в названии Булгаков очерчивает границы художественного мира стенами
Образ масштабен. Старинные дворянские квартиры, просторные, функциональные, строившиеся для больших
Одна родина, один дом, одна крыша над головой — и непримиримое противоречие.
Главный конфликт булгаковских произведений разворачивается именно на этом узком пространстве, стены которого способны раздвигаться до границ стран и мирозданий. И это в первую очередь конфликт интеллигента и толпы. Традиционная модернистская «чужесть», чуждость личности и мира трансформируется у Булгакова в противостояние едва ли не социальное: человек, вкусивший от щедрот культуры, и вчерашний зверь с ошпаренным боком. Однако гений Булгакова с умопомрачительной виртуозностью оставляет в стороне историческую конкретику, которой, казалось бы, слишком много в его прозе, обнажая не социальную, а мировоззренческую суть конфликта.
Так предельно правдивы исторически Понтий Пилат и Левий Матвей, и так же «всечеловечны» и независимы от исторической конкретики вопросы, которые решаются писателем в рамках их образов.
Мир, в который Булгаков помещает своих Героев — мир коммунальной квартиры, некогда роскошной и богатой, а сегодня — вывернутой наизнанку, в том числе и мечтами прежних хозяев. И пока стекла в этом мире не будут выбиты и растоптаны в прах бушующей ведьмой, не вырваться человеку на свободу.
Согласитесь, совсем по-другому теперь звучит знаменитый «квартирный вопрос», испортивший москвичей…
НЕХОРОШАЯ КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА