«Никакая литература не может своим цинизмом перещеголять действительную жизнь…» А. П. Чехов

1. Жизненный путь писателя. 2. Цинизм главных героев рассказов Чехова. 3. Мастер небольших произведений. А. П. Чехов родился в 1860 году в семье мелкого купца, поэтому с детства был вынужден работать. Долгими часами он просиживал в холодной лавке отца, обслуживая покупателей.

Казалось бы, безрадостная жизнь должна была негативно отразиться на характере мальчика, однако будущий писатель всегда оставался жизнерадостным и веселым ребенком. Он любил шутки и розыгрыши. В девятнадцать лет молодой человек приехал в Москву и поступил на медицинский

факультет Московского университета.

Еще в студенческие годы он опубликовал свои первые рассказы. Антон Павлович в годы своего обучения не только сам оплачивал учебу, но содержал разорившуюся семью. Тем не менее он сумел стать превосходным врачом и не бросал медицинскую практику, даже уже будучи популярным и узнаваемым писателем.

Темы для своих рассказов и повестей Чехов, как правило, черпал из окружающей жизни. Большую пищу для размышлений, а соответственно и идеи новых произведений ему предоставила поездка на Сахалин в 1890 году. Здесь Антон Павлович не только произвел перепись местного населения, но и накопил

внушительный материал о ссыльной колонии, каторге и ее обитателях.

Близкое знакомство с миром отверженных преступников заставило Чехова пересмотреть свои взгляды на многие серьезные вещи. Он стал более остро и глубоко всматриваться в явления, происходящие в окружающей жизни. Вернувшись домой, писатель издал книгу «Остров Сахалин». Чехов, наряду с медициной, активно занимался и своей литературной деятельностью, поэтому вскоре был избран почетным академиком. Однако писатель не смог принять этого звания, узнав, что им был обделен другой великий писатель М. Горький.

По мнению Антона Павловича, только честность служит залогом внутренней свободы. Только тогда человек может выражать искреннее сочувствие другим людям, а также брать ответственность на себя за все происходящее в этом мире. Чехов умер в 1904 году сравнительно молодым человеком, однако его произведения и по сей день очаровывают читателей своей простотой изложения и одновременно глубочайшими философскими вопросами, которые они затрагивают. Многие литературоведы считают Антона Павловича прежде всего мастером небольших прозаических произведений. Это мнение вполне оправдано.

Чеховские рассказы с некоторой долей иронии повествуют о, казалось бы, совершенно обыденных вещах и вместе с тем в полной мере раскрывают такие негативные человеческие свойства характера, как цинизм, лесть, желание выслужиться перед вышестоящим начальством. В рассказе «Хамелеон» образцом подобного поведения явился полицейский надзиратель Очумелов. Однажды утром он заметил, как по базарной площади человек в ситцевой крахмальной рубахе гонится за белым борзым щенком с острой мордой. Происшествие заинтересовало полицейского, и он решил лично во всем разобраться. Вокруг укушенного Хрюкина с окровавленным пальцем и щенка собралась целая толпа народа.

Очумелов пробрался внутрь и стал выяснять, чья это собака. Негодуя, он обзывал хозяина мерзавцем, грозил ему штрафом и обещал показать кузькину мать. Щенок, по его мнению, должен быть умерщвлен. Однако весь пыл надзирателя в одну секунду пропал, когда кто-то из толпы предположил, что животное скорее всего принадлежит генералу Жигалову. Очумелов тут же поменял тон и тактику, а на собаку стал смотреть более ласковыми глазами.

Теперь он с пристрастием допросил потерпевшего и выяснил, что Хрюкин сам виноват, поскольку ткнул псу в морду цигарку за что и был схвачен за палец. Получивший увечье, не ожидавший такого поворота событий, постарался и оправдаться и защититься одновременно, поэтому даже пригрозил неведомому хозяину животины мировым судом. Писатель с иронией показывает читателю, на что способна низкая циничная душонка, страшащаяся наказания и не способная взять ответственность за свое решение на себя. Очумелов еще несколько раз меняет тактику в зависимости от того, как поступают сведения о предполагаемом хозяине собаки. Он то прикрикивал потерпевшего, что грозило бедой самому щенку.

Каждый такой перепад становился все яростнее и яростнее. И вот уже в адрес жертвы летят оскорбления. Полицейский называет Хрюкина свиньей, которая дорогой собаке тычет цигаркой в морду. Наконец генеральский повар заверил присутствующих, что щенок без сомнения принадлежит генеральскому брату.

Надзиратель, заливаясь улыбкой умиления, стал хвалить собаку и отдал ее повару. Все посмеялись над Хрюкиным, а Очумелов пообещал ему добраться однажды до него. Чехов нарочно обращается к, казалось бы, незначительным происшествиям обыденной жизни, однако за мелким у него скрываются размышления о вполне серьезных вещах.

В своих рассказах он высмеивает не только власть имущих, но и обычных людей, которые в силу своего нежелания замечать явления, происходящие в окружающей жизни, попадают в сложные ситуации. В рассказе «Злоумышленник» в кабинете судебного следователя оказывается маленький, тощий мужичонка в латанных портах, лицо которого, изъеденное рябинами, выражало угрюмую суровость. Дениса Григорьева, как звали нарушителя, обвиняли в отвинчивании гайки, с помощью которой рельсы прикрепляются к шпалам. В процессе разговора подследственный рассказал, что гайка ему была нужна в качестве грузила для удочки.

Мужичонка никак не мог взять в толк, за что же его хотят наказать, ведь эти гайки они вот уже сколько лет отвинчивают для грузил. До него совершенно не доходили слова следователя о том, что из-за открученной гайки поезд может сойти с рельсов — погибнут люди. Денис Григорьев только усмехнулся, сказав, что если бы он рельсу утащил или бревно поперек линии бросил, тогда виноват. А гайки они уже много лет отвинчивают, а крушения не было.

Его не смутили слова следователя о поезде, сошедшем в этом месте в прошлом году. Когда главный герой узнал, что ему грозит ссылка на каторжные работы, он снова забормотал о рыбе и попросился домой. Мужичонка был в недоумении, ведь не украл, не дрался, не убил. За что в тюрьму? Когда его выводили от следователя, Григорьев недовольно бормотал про брата, который не платит, про покойника барина, про судей.

Героиня следующего рассказа Антона Павловича также постоянно расплачивалась за свое нежелание постоять за себя, за страх перед людьми, на которых работает. Ее хозяин преподал ей очередной урок, однако едва ли тот пойдет впрок. Вызвав Юлию Васильевну к себе, хозяин стал при ней считать, сколько она заработала за два месяца, начав с того, что снизил ей заработную плату на десять рублей. На робкие возражения гувернантки о сорока, а не тридцати рублях в месяц, тот строго заметил, что у него все записано.

Юлия Васильевна быстро сникла, даже не пытаясь дальше отстаивать свои права. Затем последовали вычеты из зарплаты: за девять воскресений и три праздника, в которые гувернантка не проводила занятий, а только выводила детей гулять, за четыре дня Коли-ной болезни, за три дня, когда у самой Юлии Васильевны болели зубы. От жалования всего оставался сорок один рубль. Однако хозяин на этом не думал останавливаться. Он вычел с гувернантки за разбитую ею чашку с блюдечком, за порванный по ее недосмотру сюртучок Коли, за украденные горничной у Вари ботинки.

Еще он вычел десять рублей, якобы взятых у него в долг. Юлия Васильевна запротестовала, сказав, что не орала, но хозяин настаивал, ссылаясь на свои записи. Она согласилась. В результате осталось четырнадцать рублей, которые еще уменьшились на три рубля, взятые молодой женщиной в долг у жены хозяина.

Когда Юлия Васильевна получила от своего жалования только одиннадцать рублей, она тем не менее стала благодарить хозяина за то, что ей хоть что-то дали, ведь в других местах не давали и этого. Хозяин заявил, что хотел преподать гувернантке, которая не желает сама себя защищать, жестокий урок. Он сказал, что ей нужно учиться протестовать. Она кисло улыбнулась.

Хозяин отдал Юлии Васильевне все ее жалование и извинился. Гувернантка «замерсикала» и вышла. Мужчина вдруг подумал, как легко на этом свете быть сильным! В своем рассказе Чехов хотел доказать, что нередко жертва сама развращает своего обидчика своей покорностью судьбе, отсутствием элементарного чувства собственного достоинства. Антон Павлович, как никто другой, мог в небольшом произведении сказать о многом, наполнить довольно ничтожную речь богатым внутренним содержанием.

Еще одним характерным качеством прозы Чехова является его юмор. Из обыденных вещей автор был способен извлекать по-настоящему смешное, при этом в центре внимания оказывались ни какие-нибудь странности персонажа, а вполне обыкновенные поступки. Один рассказ Антона Павловича всегда строился на одном событии, причем в этот короткий промежуток писатель успевает сделать глубочайший психологический анализ, вскрывающий противоречие между привычным и желанным, между желанным и осуществимым. При этом Чехову удавалось точно передать перепады внутренних состояний и настроений своих героев. А. Белый писал: «Чехов был таким истинным художником, К нему могут быть сведены разнообразные, часто противоположные, часто борющиеся друг с другом художественные школы.

В нем Тургенев и Толстой соприкасаются с Метерлинком и Гамсуном. В силу непосредственности творчества он одинаково примыкает и к старым, и к новым: слишком отразилось вечное в его образах. Он — непрерывное звено между отцами и детьми, сочетая понятную для всех форму с дерзновенной смелостью новатора». Чехов никогда не отрывался от мелочей жизни, более того он постоянно как бы пребывал в них.

Его герои часто говорили пустяки, просто предавались радостям жизни, бродили по серым тропинкам, однако именно за этим скрывалась вечность. Поскольку и через много лет люди все также будут спорить по пустякам, есть, пить, ходить и в обыденной жизни проявлять свои недостатки и слабости самым смешным образом.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


«Никакая литература не может своим цинизмом перещеголять действительную жизнь…» А. П. Чехов